Организация и ход исследования.

Поскольку в нашем исследовании используется метод экспертных оценок, важно перечислить некоторые требования предъявляемые к этому методу. Необходимым условием являются однозначно сформулированные цели, предмет и область применения метода. Предмет должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, что и было сделано в нашей работе. Область применения, контингент испытуемых должны быть четко обозначены. Необходимо также четко сформулировать цели использования результатов. В нашем случае на основе результатов исследования были обобщены критерии оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

В нашем исследовании всего приняли участие 87 респондентов:

· 14 человек – продуктивно работающие психологи, выступающие как независимые эксперты

· 38 человек – студенты факультета психологии пятого курса МГОПУ им. М.А. Шолохова вечернего отделения

· 35 человек – студенты факультета психологии первого курса МГОПУ им. М.А. Шолохова вечернего отделения.

На основе теоретического анализа научной литературы по данной теме были разработаны специальные анкеты. Анкета состоит из трех блоков:

1. Эмоционально-волевая сфера

2. Коммуникативная сфера

3. Познавательная сфера

Под каждым из этих блоков перечислены ряд качеств,

которые по результатам теоретического анализа во многом определяют успешность коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Всего было перечислено сорок четыре качества.

Респондентам была предложена инструкция, в которой предлагалось оценить каждое высказывание по пятибальной шкале:

1. психолог не должен обладать данным качеством

2. должен обладать в малой степени

3. желательно обладать, хотя бы частично

4. должен иметь данное качество в значительной степени

5. психолог должен обладать данным качеством в полной мере

К анкете прилагалась памятка - тезаурус с определениями внесенных в анкету качеств, чтобы не возникало разногласий в их трактовке у отвечающих (приложение 1). Анкета рассчитана на студентов факультета психологии и продуктивно работающих психологов.

Валидность разработанной нами анкеты была проверена на специальной экспериментальной группе студентов пятого курса вечернего отделения – специализация клиническая психология МГОПУ им. М.А. Шолохова. Валидность отвечает на вопрос "Измеряем ли мы то, что думаем измерять".(1, с.93 ).

Анкетирование проводилось в Московском государственном открытом педагогическом университете. Время, затраченное каждым респондентом на ответы вопросов анкеты, в среднем составляло 10-15 минут.


Давление в группе
Исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и ...

Экспериментальные исследования особенностей самосознания старших подростков. Методика проведения исследования
Для проведения исследования были выбраны экспериментальные методы, отвечающие его целям и задачам. Проводилось эксперимент в двух возрастных группах: 1 группа в возрасте 10-12 лет и 2 группа в возрасте 14-15 лет в г.Донской Тульской области, в средней школе № 6. Количество детей в каждой группе 10 человек. После получения результатов бы ...

Поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях
Проблема конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (А.Я. Анцупов, М. В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.С. Сулимова, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дейч, Л. Козер, К. Левин, Г. Зимме ...