Организация и ход исследования.

Поскольку в нашем исследовании используется метод экспертных оценок, важно перечислить некоторые требования предъявляемые к этому методу. Необходимым условием являются однозначно сформулированные цели, предмет и область применения метода. Предмет должен быть соотнесен с уже имеющимися теоретическими обоснованиями, что и было сделано в нашей работе. Область применения, контингент испытуемых должны быть четко обозначены. Необходимо также четко сформулировать цели использования результатов. В нашем случае на основе результатов исследования были обобщены критерии оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

В нашем исследовании всего приняли участие 87 респондентов:

· 14 человек – продуктивно работающие психологи, выступающие как независимые эксперты

· 38 человек – студенты факультета психологии пятого курса МГОПУ им. М.А. Шолохова вечернего отделения

· 35 человек – студенты факультета психологии первого курса МГОПУ им. М.А. Шолохова вечернего отделения.

На основе теоретического анализа научной литературы по данной теме были разработаны специальные анкеты. Анкета состоит из трех блоков:

1. Эмоционально-волевая сфера

2. Коммуникативная сфера

3. Познавательная сфера

Под каждым из этих блоков перечислены ряд качеств,

которые по результатам теоретического анализа во многом определяют успешность коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Всего было перечислено сорок четыре качества.

Респондентам была предложена инструкция, в которой предлагалось оценить каждое высказывание по пятибальной шкале:

1. психолог не должен обладать данным качеством

2. должен обладать в малой степени

3. желательно обладать, хотя бы частично

4. должен иметь данное качество в значительной степени

5. психолог должен обладать данным качеством в полной мере

К анкете прилагалась памятка - тезаурус с определениями внесенных в анкету качеств, чтобы не возникало разногласий в их трактовке у отвечающих (приложение 1). Анкета рассчитана на студентов факультета психологии и продуктивно работающих психологов.

Валидность разработанной нами анкеты была проверена на специальной экспериментальной группе студентов пятого курса вечернего отделения – специализация клиническая психология МГОПУ им. М.А. Шолохова. Валидность отвечает на вопрос "Измеряем ли мы то, что думаем измерять".(1, с.93 ).

Анкетирование проводилось в Московском государственном открытом педагогическом университете. Время, затраченное каждым респондентом на ответы вопросов анкеты, в среднем составляло 10-15 минут.


Выписка из журнала психологического запроса с подростками
Содержание запроса Ф.И.О. запрашивае мого Дата запроса рекомендации   Как поддержать подростка в период депрессии? Мама мальчика 8 класса Малова И.В. 29.09.09 Если ребенок в состоянии депрессии, сделайте следующее: Особенно ярко проявляйте свою поддержку и посоветуйте родителям проявлять любовь. ...

Особенности православной семьи. Наука и религия
Перед тем, как рассмотреть понятия, важные в свете нашей темы, мы хотим подчеркнуть противоречивый характер мнений относительно совместимости науки и религии. Так, западная академическая наука считает материалистический мир единственной реальностью, а любую форму духовных убеждений – отражением недостатка образования, примитивного суев ...

Эффективность средств предохранения в предотвращении болезней
Существует еще одна беда, которую несет юношам и девушкам алкогольный дурман. Речь идет о болезнях, которые хотя и не вызваны алкоголем, но которыми человек может заболеть, будучи в нетрезвом состоянии, при случайных любовных связях. Болезни эти очень часто ведут к роковым последствиям, делая людей инвалидами на всю жизнь. И еще больше ...