Приложение
Страница 7

Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатииу где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый"; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социометрическая карточка

Тип

Критерии

Выборы

1

Работа

а) кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?

б) кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

2

Досуг

а) кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?

б) кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р (А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей.

Таблица. Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп

Социометрическое

Ограничение d

Вероятность случайного выбора

Р (А)

5-7

8-11

12-16

17-21

22-26

27-31

32-36

1

2

3

4

5

6

7

0, 20-0,14

0,25-0,18

0,25-0, 19

0,23-0, 19

0,22-0, 19

0,22-0, 19

0,21-0, 19

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Психологические аспекты создания имиджа в политике
Знание основ психологии способствует правильным и эффективным действиям для создания имиджа на всех этапах этого процесса, от появления идеи до ее воплощения. Психологи могут оказать действенную помощь команде имиджмейкеров в решении важных задач путем: -привлечения и удержания внимания избирателей; -формирования установки на доверие ...

Конформность как акцентуация характера
Эксперименты Эша дали большое количество новой информации о конформном поведении и открыли дорогу для многих более поздних исследований. Картина конформной акцентуации в характерологических исследованиях вырисовывалась очень постепенно. Еще в конце прошлого столетия Т.Рибо описал "аморфный тип" характера, якобы лишенный каких- ...

Социально-психологические особенности и составляющие психологического портрета врача. Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача
Большинство исследователей подтверждают существенную значимость опыта эмоционально-ценностного отношения к своей деятельности и того, что подобное отношение развивает и стимулирует социальную активность, содействует активному формированию самой личности. Так в теории В.Н. Мясищева категория «отношение» определяется как избирательная, о ...