ПриложениеСтраница 9
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе.
На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, поскольку она дает возможность более качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок.
Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.
Социометрические индексы. Различают персональные и групповые социометрические индексы. Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными персональными социометрическими индексами являются: индекс социометрического статуса i-члена, эмоциональной экспансивности i-члена.
Индекс социометрического статуса. Он отражает отношение членов группы к каждому ее представителю:
Сi= количество полученных выборов i - членом группы / N - 1,Где N - численность группы.
Одновременно имеет смысл исчислять положительный и отрицательный статусы, являющиеся, как легко понять, составными частями общего социометрического статуса индивида.
Индекс эмоциональной экспансивности. Он характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он в своих выборах, следовательно,
Еi = количество выборов, отданных i - членом группы / N-1.
Аналогично вводятся индексы положительной и отрицательной экспансивности.
Таблица
|
Персональные социометрические индексы | ||||||
|
Члены группы |
Социометрический статус |
Эмоциональная экспансивность | ||||
|
положи-тельный |
отрица-тельный |
общий |
положи-тельная |
отрица-тельная |
общая | |
|
Алексеев |
0,34 |
0,03 |
0,38 |
0,07 |
0,00 |
0,07 |
|
Бондарев |
0,28 |
0,00 |
0,28 |
0,17 |
0,00 |
0,17 |
|
Михайлов |
0,00 |
0,00 |
0,03 |
0,03 |
0,00 |
0,03 |
|
Нилов |
0,03 |
0,00 |
0,03 |
0,10 |
0,03 |
0,14 |
|
Чижов |
0,10 |
0,00 |
0,10 |
0,07 |
0,00 |
0,07 |
Исследование специфики восприятия себя и
других людей умственно отсталыми младшими школьниками. Организация, методы и методики исследования
социальной перцепции умственно отсталыми младшими школьник
Экспериментальное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушением интеллектуального развития). Эксперимент осуществлялся в группе продленного дня четвертых классов. В нем принимали участие 10 детей (8 мальчиков и 2 девочки) младшего школьного возраста с легкой степ ...
Когнитивная психология
(Джордж Келли). Личностный конструкт
Основа когнитивной теории состоит в том, что Келли полагает, что главное для человека не реальность, а то, как человек воспринимает эту реальность. Таким образом, в основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (в т. ч. людей) в своем окружении. Келли концентрирует внимание ...
Направления сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи (третий
уровень речевого развития)
Исходя из результатов исследования, в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР (третий уровень речевого развития) необходимо решать коррекционные задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка, которая включает:
– развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм;
...

