Приложение
Страница 9

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе.

На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, поскольку она дает возможность более качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок.

Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.

Социометрические индексы. Различают персональные и групповые социометрические индексы. Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными персональными социометрическими индексами являются: индекс социометрического статуса i-члена, эмоциональной экспансивности i-члена.

Индекс социометрического статуса. Он отражает отношение членов группы к каждому ее представителю:

Сi= количество полученных выборов i - членом группы / N - 1,Где N - численность группы.

Одновременно имеет смысл исчислять положительный и отрицательный статусы, являющиеся, как легко понять, составными частями общего социометрического статуса индивида.

Индекс эмоциональной экспансивности. Он характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он в своих выборах, следовательно,

Еi = количество выборов, отданных i - членом группы / N-1.

Аналогично вводятся индексы положительной и отрицательной экспансивности.

Таблица

Персональные социометрические индексы

Члены группы

Социометрический статус

Эмоциональная экспансивность

положи-тельный

отрица-тельный

общий

положи-тельная

отрица-тельная

общая

Алексеев

0,34

0,03

0,38

0,07

0,00

0,07

Бондарев

0,28

0,00

0,28

0,17

0,00

0,17

Михайлов

0,00

0,00

0,03

0,03

0,00

0,03

Нилов

0,03

0,00

0,03

0,10

0,03

0,14

Чижов

0,10

0,00

0,10

0,07

0,00

0,07

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Отчет о психологических Центрах по ТА
Специалистов по ТА в Москве найти трудно. Их очень мало. Есть много психологических центров, где наряду с другими психологами, консультируют транзактные аналитики, осуществляются тренинги по ТА для организаций, но это не комплексный подход, не целая серьезная терапия именно по Берну, с методами ТА. Существуют институты по Транзактному ...

Виды ощущений
Выделяют следующие основания классификации ощущений: - по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем вызывающим ощущение; - по месту расположения рецепторов; -по времени возникновения в ходе эволюции; -по модальности (виду) раздражителя. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздраж ...

Общие факторы, влияющие на конформное поведение индивида в группе
При внутренней конформности индивид сохраняет принятое групповое мнение и тогда, когда давление прекратилось. Исследования В. Н. Куликова (1978) показали, что эффект внушения, направленного на члена коллектива, намного превосходит воздействие на относительно изолированную личность.[5] Объясняется это тем, что при внушении в коллективе н ...