ПриложениеСтраница 9
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.
Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе.
На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, поскольку она дает возможность более качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок.
Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.
Социометрические индексы. Различают персональные и групповые социометрические индексы. Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными персональными социометрическими индексами являются: индекс социометрического статуса i-члена, эмоциональной экспансивности i-члена.
Индекс социометрического статуса. Он отражает отношение членов группы к каждому ее представителю:
Сi= количество полученных выборов i - членом группы / N - 1,Где N - численность группы.
Одновременно имеет смысл исчислять положительный и отрицательный статусы, являющиеся, как легко понять, составными частями общего социометрического статуса индивида.
Индекс эмоциональной экспансивности. Он характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он в своих выборах, следовательно,
Еi = количество выборов, отданных i - членом группы / N-1.
Аналогично вводятся индексы положительной и отрицательной экспансивности.
Таблица
Персональные социометрические индексы | ||||||
Члены группы |
Социометрический статус |
Эмоциональная экспансивность | ||||
положи-тельный |
отрица-тельный |
общий |
положи-тельная |
отрица-тельная |
общая | |
Алексеев |
0,34 |
0,03 |
0,38 |
0,07 |
0,00 |
0,07 |
Бондарев |
0,28 |
0,00 |
0,28 |
0,17 |
0,00 |
0,17 |
Михайлов |
0,00 |
0,00 |
0,03 |
0,03 |
0,00 |
0,03 |
Нилов |
0,03 |
0,00 |
0,03 |
0,10 |
0,03 |
0,14 |
Чижов |
0,10 |
0,00 |
0,10 |
0,07 |
0,00 |
0,07 |
Выводы
На основании проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
1. Мужчины чаще обладают либо высоким, либо низким уровнем развития как творческой, так и коммуникативной способности к генерации юмора, тогда как женщины в большинстве своём обладают средними показателями.
2. Лицам с высоким уровнем развития способно ...
Целенаправленное преобразование информации
Целенаправленное преобразование информации – один из способов речевой коммуникации. Причем информацию можно преобразовывать как свою, так и поступившую от оппонента.
Например, поступившее предложение можно привести не полностью, что в конечном счете изменит, или придаст ему диаметрально противоположный смысл. В ходе такого приема, у оп ...
Структурная модель психики
Предлагая структурную модель психики Фрейд определяет ее составляющие, как оно, я и сверх – я. (Ид, Эго, супер Эго).
Ид – это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Фрейд считал, что Ид содержит все уникальное, что есть при рождении. Кроме того основой Ид являются инстинкты, которые нахо ...