Приложение
Страница 9

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе.

На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, поскольку она дает возможность более качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок.

Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.

Социометрические индексы. Различают персональные и групповые социометрические индексы. Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными персональными социометрическими индексами являются: индекс социометрического статуса i-члена, эмоциональной экспансивности i-члена.

Индекс социометрического статуса. Он отражает отношение членов группы к каждому ее представителю:

Сi= количество полученных выборов i - членом группы / N - 1,Где N - численность группы.

Одновременно имеет смысл исчислять положительный и отрицательный статусы, являющиеся, как легко понять, составными частями общего социометрического статуса индивида.

Индекс эмоциональной экспансивности. Он характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он в своих выборах, следовательно,

Еi = количество выборов, отданных i - членом группы / N-1.

Аналогично вводятся индексы положительной и отрицательной экспансивности.

Таблица

Персональные социометрические индексы

Члены группы

Социометрический статус

Эмоциональная экспансивность

положи-тельный

отрица-тельный

общий

положи-тельная

отрица-тельная

общая

Алексеев

0,34

0,03

0,38

0,07

0,00

0,07

Бондарев

0,28

0,00

0,28

0,17

0,00

0,17

Михайлов

0,00

0,00

0,03

0,03

0,00

0,03

Нилов

0,03

0,00

0,03

0,10

0,03

0,14

Чижов

0,10

0,00

0,10

0,07

0,00

0,07

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Системный подход к пониманию сущности феномена родительства.
Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие: 1) Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи. 2) Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях: a) как сложную комплексную структуру индивид ...

Практическая часть. Общая характеристика методик определения самооценки личности.
Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Все они, несмотря на кажущееся разнообразие, могут быть легко и четко классифицированы. "Чистое" определение самооценки подразумевает всего два варианта: либо прямое перечисление испытуемым своих качеств (методика М. Куна), либо выбор из предложенного спи ...

Метапатологии
Метамотивация невозможна до тех пор, пока человек не удовлетворил Д-мотивы более низкого уровня. Очень редко метапотребности становятся доминирующими без удовлетворения потребностей низшего уровня. Тем не менее депривация или фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психические расстройства, именуемые метапатологиями. Их Мас ...