Приложение
Страница 9

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе.

На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, поскольку она дает возможность более качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок.

Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.

Социометрические индексы. Различают персональные и групповые социометрические индексы. Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными персональными социометрическими индексами являются: индекс социометрического статуса i-члена, эмоциональной экспансивности i-члена.

Индекс социометрического статуса. Он отражает отношение членов группы к каждому ее представителю:

Сi= количество полученных выборов i - членом группы / N - 1,Где N - численность группы.

Одновременно имеет смысл исчислять положительный и отрицательный статусы, являющиеся, как легко понять, составными частями общего социометрического статуса индивида.

Индекс эмоциональной экспансивности. Он характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он в своих выборах, следовательно,

Еi = количество выборов, отданных i - членом группы / N-1.

Аналогично вводятся индексы положительной и отрицательной экспансивности.

Таблица

Персональные социометрические индексы

Члены группы

Социометрический статус

Эмоциональная экспансивность

положи-тельный

отрица-тельный

общий

положи-тельная

отрица-тельная

общая

Алексеев

0,34

0,03

0,38

0,07

0,00

0,07

Бондарев

0,28

0,00

0,28

0,17

0,00

0,17

Михайлов

0,00

0,00

0,03

0,03

0,00

0,03

Нилов

0,03

0,00

0,03

0,10

0,03

0,14

Чижов

0,10

0,00

0,10

0,07

0,00

0,07

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Исследование специфики восприятия себя и других людей умственно отсталыми младшими школьниками. Организация, методы и методики исследования социальной перцепции умственно отсталыми младшими школьник
Экспериментальное исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида (для детей с нарушением интеллектуального развития). Эксперимент осуществлялся в группе продленного дня четвертых классов. В нем принимали участие 10 детей (8 мальчиков и 2 девочки) младшего школьного возраста с легкой степ ...

Когнитивная психология (Джордж Келли). Личностный конструкт
Основа когнитивной теории состоит в том, что Келли полагает, что главное для человека не реальность, а то, как человек воспринимает эту реальность. Таким образом, в основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (в т. ч. людей) в своем окружении. Келли концентрирует внимание ...

Направления сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития)
Исходя из результатов исследования, в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР (третий уровень речевого развития) необходимо решать коррекционные задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка, которая включает: – развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм; ...