Приложение
Страница 9

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе.

Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе.

На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, поскольку она дает возможность более качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок.

Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга.

Социометрические индексы. Различают персональные и групповые социометрические индексы. Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными персональными социометрическими индексами являются: индекс социометрического статуса i-члена, эмоциональной экспансивности i-члена.

Индекс социометрического статуса. Он отражает отношение членов группы к каждому ее представителю:

Сi= количество полученных выборов i - членом группы / N - 1,Где N - численность группы.

Одновременно имеет смысл исчислять положительный и отрицательный статусы, являющиеся, как легко понять, составными частями общего социометрического статуса индивида.

Индекс эмоциональной экспансивности. Он характеризует то, как человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он в своих выборах, следовательно,

Еi = количество выборов, отданных i - членом группы / N-1.

Аналогично вводятся индексы положительной и отрицательной экспансивности.

Таблица

Персональные социометрические индексы

Члены группы

Социометрический статус

Эмоциональная экспансивность

положи-тельный

отрица-тельный

общий

положи-тельная

отрица-тельная

общая

Алексеев

0,34

0,03

0,38

0,07

0,00

0,07

Бондарев

0,28

0,00

0,28

0,17

0,00

0,17

Михайлов

0,00

0,00

0,03

0,03

0,00

0,03

Нилов

0,03

0,00

0,03

0,10

0,03

0,14

Чижов

0,10

0,00

0,10

0,07

0,00

0,07

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Выводы
На основании проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы. 1. Мужчины чаще обладают либо высоким, либо низким уровнем развития как творческой, так и коммуникативной способности к генерации юмора, тогда как женщины в большинстве своём обладают средними показателями. 2. Лицам с высоким уровнем развития способно ...

Целенаправленное преобразование информации
Целенаправленное преобразование информации – один из способов речевой коммуникации. Причем информацию можно преобразовывать как свою, так и поступившую от оппонента. Например, поступившее предложение можно привести не полностью, что в конечном счете изменит, или придаст ему диаметрально противоположный смысл. В ходе такого приема, у оп ...

Структурная модель психики
Предлагая структурную модель психики Фрейд определяет ее составляющие, как оно, я и сверх – я. (Ид, Эго, супер Эго). Ид – это первоначальная, основная, центральная и вместе с тем наиболее архаичная часть личности. Фрейд считал, что Ид содержит все уникальное, что есть при рождении. Кроме того основой Ид являются инстинкты, которые нахо ...