Анализ результатов констатирующего эксперимента. Исследование
уровня эмпатииСтраница 1
Опишем результаты, полученные нами в ходе экспериментального исследования. Началом исследования послужила диагностика уровня сопереживания среди испытуемых врачей, для этих целей мы использовали методику «Диагностики уровня эмпатии» И.М. Юсупова.
В ходе диагностики мы получили данные, которые представлены на рисунке 1, индивидуальные показатели изображены в Приложении 6.
Рис. 1. Показатели уровня эмпатии среди испытуемых (в %)
Рассматривая процентное соотношение представленных показателей, мы можем заключить, что в исследуемой группе врачей преобладает «высокий уровень эмпатии», 42% от всех испытуемых. Характеризуя данных респондентов, можно сказать, что они чувствительны к нуждам и проблемам пациентов, искренне пытаются понять их чувства. Они умеют «читать» лица пациентов и «заглядывать» в их внутренний мир. Такие врачи эмоционально отзывчивы, общительны.
Высокий уровень эмпатии позволяет им устанавливать более доверительные отношения с пациентами, чем врачам с низким уровнем эмпатии, что способствует расслаблению больного, придает уверенности в том, что он сделал правильный выбор, обратившись к врачу. В состоянии психологического спокойствия пациент может дать более полную и точную информацию о своих ощущениях. Испытуемые врачи стараются не допускать конфликтов, как в коллективе, так и с пациентами, и находить компромиссные решения. Исследуемые хорошо переносят критику в свой адрес от коллег, в оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам.
Также следует отметить, что у 23% испытуемых обнаружен «нормальный уровень эмпатийности», врачи с подобным уровнем выраженности исследуемого качества, так же как и врачи с высоким уровнем эмпатии способны к сопереживанию, но в то же время они не относятся к числу людей особо чувствительных. В межличностных отношениях такие личности склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. Такие врачи в общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано со слов пациентов, стараются понять переживания больного, его опасения, но, тем не менее, создают некоторый барьер между собой и пациентом. У них раскованность чувств присутствует в меньшей степени, чем у врачей с высоким уровнем эмпатии, что может частично затруднять полноценное восприятие людей.
Рассмотри также сравнительные показатели уровня эмпатии среди испытуемых врачей женщин и врачей мужчин – таблица 1, и рисунок 2.
Таблица 1
Сравнительные показатели уровня эмпатии среди испытуемых (в %)
показатель |
уровень эмпатии | |
среди мужчин |
среди женщин | |
очень высокий |
16,6 |
36,3 |
высокий |
13,3 |
20 |
нормальный |
33,3 |
30 |
низкий |
26,6 |
13,3 |
очень низкий |
10 |
--- |
Рис. 2. Показатели уровня эмпатии среди испытуемых врачей-женщин и врачей-мужчин (в абс. значениях)
Анализ показателей данный уровня эмпатии среди врачей мужчин и врачей женщин показывает, что испытуемые женщины наиболее склоны к «высокому уровню эмпатии», а среди испытуемых мужчины преобладает «нормальный уровень эмпатии». Подобные данные могут свидетельствовать о том, что врачи-женщины как правило, более чувствительны к нуждам окружающих, а испытуемые врачи-мужчины менее склонны к сопереживанию, они сторонники точных формулировок и рациональных решений в оказании их услуг.
Выводы по методике:
таким образом, с помощью методики «Диагностики уровня эмпатии» И.М. Юсупова, мы смогли определить общий уровень сопереживания, т.е. эмпатии среди испытуемых врачей. Анализ данных позволяет сделать следующее заключение:
- в целом среди всех испытуемых преобладает необходимый уровень эмпатии, что благоприятно сказывается на оказываемые им услуги в системе отношений «врач – пациент» и способствует сбалансированности межличностных отношений;
Исследование тревожности в выделенных группах младших школьников
Тревожность – одна из характеристик эмоционального благополучия ребёнка.
Эмоциональное развитие ребёнка в младшем школьном возрасте напрямую связано с переменой его образа жизни и расширением круга его общения – он начинает учиться в школе. Тревожность у младших школьников возникает вследствие фрустрации потребности в надёжности, защищ ...
Основные принципы
социально-когнитивной теории
1. Отрицание интрапсихических сил. Бандура считал, что психодинамические теории, хотя и объясняют многое, не могут объяснить всю сложность и многообразие реакций человека. С такой точки зрения внутренняя реальность, состоящая из влияний и мотивов, не может объяснить явные колебания частоты и силы данного поведения в различных ситуациях ...
Ж. Пиаже
Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентри ...