Психоанализ
Страница 1

З. Фрейд рассматривал сексуальное влечение в качестве источника энергии и силы характера. Ортодоксальный психоанализ оказал значительное влияние на развитие социально-психологических идей. Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам Зигмунда Фрейда, наиболее концентрированно выраженным в его поздних работах (1921 год) "Психология масс и анализ человеческого Я", "Неудовлетворенность культурой".

Фрейд заимствовал у Г. Лебона основные идеи относительно агрессивных аспектов поведения "толпы неорганизованной" и у Мак_Дауголла "толпы организованной".

В работе "Психология масс и анализ человеческого поведения" часто цитирует Г. Лебона, который показывает, как под влиянием толпы индивиды обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, как в толпе проявляются подавленные до того времени бессознательные влечения, как разрывается тонкий слой цивилизованного поведения и индивиды демонстрируют свое истинное, варварское и примитивное начало.

Мак-Дауголл использует понятие инстинктов социального поведения, описывая постоянные войны, которые ведут дикие народы, живущие небольшими, хорошо организованными общинами. Эти войны, которые ничего не дают, кроме ослабления общины, обусловлены всецело непосредственным проявлением инстинкта драчливости.

Фрейд использовал эту идею. Он аутгрупповую враждебность рассматривал как средство поддержания идентификации и стабильности группы: "Всегда можно связать любовью большое количество людей, если только останутся и такие, на которые можно будет направлять агрессии. " Соседние и во многом близкие друг другу коллективы враждуют между собой и насмехаются друг над другом, например, испанцы и португальцы, северные и южные немцы, англичане и шотландцы… Я дал этому явлению название "нарциссизма малых различий. В нем мы обнаруживаем удобное и относительно безобидное удовлетворение агрессивной наклонности, облегчающее членам коллектива их сплоченность"

Механизм враждебности Фрейд выводил из амбивалентности ранних эмоциональных отношений в семье (Отец – объект любви и ненависти, ему стремятся подражать, но он является объектом агрессии и соперничества). Амбивалентность эмоциональных отношений раннего детства переносится на группу: любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером группы, а также членами группы, имеющими аналогичную идентификацию. Враждебность и агрессия переносятся на внешнюю группу.

Также как ранее любовь и ненависть выступают в качестве взаимосвязанных, взаимозависимых немыслимых одна без другой детерминант психического развития личности, групповая идентификация и аутгрупповая враждебность становятся аналогично взаимосвязанными. В последующем тезис о неизбежности аутгрупповой агрессии выступал в качестве основы теоретических построений в этой области.

В работе "неудовлетворенность культурой" Фрейд развивает идеи об изначально конфликтной природе человека: "Жизнь человека определяется программой принципа наслаждения, однако человек попадает во враждебные отношения с окружающим миром (как микро - , так и макрокосмосом). Люди стремятся быть счастливыми, но страдания ожидают их с трех сторон (со стороны внешнего мира, взаимоотношений с другими и со стороны своего организма) …

Чтобы избежать несчастья, люди используют разные пути:

- уход от людей, путь в одиночество,

- в качестве членов общества переходят в наступление на природу и подчиняют ее своей воле с помощи науки и техники;

- самый грубый путь: наркотики;

- смещение либидо: сублимация первичных инстинктов: получение удовольствия от деятельности (интеллектуальной), наслаждение от искусства;

Страницы: 1 2 3


Методика изучения самооценки качеств личности (Т. Дембо-С. Рубинштейн).
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования. В нашем случае для каждого испытуемого выбирались те пять качеств, которые он оценил ниже всего в шкале "реальное Я" в тесте С.А. Будасси. + + ...

Обучение мнемическому приему «группировка»
Начинать обучение мнемическому приему «группировка» можно только тогда, когда ребенок овладеет мыслительным приемом «обобщение». Этапы обучения: - первый этап — обучение запоминанию уже сгруппированных предметов. Показываются картинки, заранее разделенные на 2 группы, например, яблоко, груша, слива, банан, апельсин (группа «фрукты»), с ...

Исследование непосредственного и опосредствованного запоминания
Опосредствованная и непосредственная память – виды памяти, различающиеся по критерию использования вспомогательных средств в процессе запоминания. Под непосредственным запоминанием понимается запоминание путем заучивания, не опирающееся на какие-либо вспомогательные опосредствующие приемы. Опосредствованное запоминание предполагает исп ...