Психоанализ
Страница 1

З. Фрейд рассматривал сексуальное влечение в качестве источника энергии и силы характера. Ортодоксальный психоанализ оказал значительное влияние на развитие социально-психологических идей. Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам Зигмунда Фрейда, наиболее концентрированно выраженным в его поздних работах (1921 год) "Психология масс и анализ человеческого Я", "Неудовлетворенность культурой".

Фрейд заимствовал у Г. Лебона основные идеи относительно агрессивных аспектов поведения "толпы неорганизованной" и у Мак_Дауголла "толпы организованной".

В работе "Психология масс и анализ человеческого поведения" часто цитирует Г. Лебона, который показывает, как под влиянием толпы индивиды обнаруживают свою базовую инстинктивную природу, как в толпе проявляются подавленные до того времени бессознательные влечения, как разрывается тонкий слой цивилизованного поведения и индивиды демонстрируют свое истинное, варварское и примитивное начало.

Мак-Дауголл использует понятие инстинктов социального поведения, описывая постоянные войны, которые ведут дикие народы, живущие небольшими, хорошо организованными общинами. Эти войны, которые ничего не дают, кроме ослабления общины, обусловлены всецело непосредственным проявлением инстинкта драчливости.

Фрейд использовал эту идею. Он аутгрупповую враждебность рассматривал как средство поддержания идентификации и стабильности группы: "Всегда можно связать любовью большое количество людей, если только останутся и такие, на которые можно будет направлять агрессии. " Соседние и во многом близкие друг другу коллективы враждуют между собой и насмехаются друг над другом, например, испанцы и португальцы, северные и южные немцы, англичане и шотландцы… Я дал этому явлению название "нарциссизма малых различий. В нем мы обнаруживаем удобное и относительно безобидное удовлетворение агрессивной наклонности, облегчающее членам коллектива их сплоченность"

Механизм враждебности Фрейд выводил из амбивалентности ранних эмоциональных отношений в семье (Отец – объект любви и ненависти, ему стремятся подражать, но он является объектом агрессии и соперничества). Амбивалентность эмоциональных отношений раннего детства переносится на группу: любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером группы, а также членами группы, имеющими аналогичную идентификацию. Враждебность и агрессия переносятся на внешнюю группу.

Также как ранее любовь и ненависть выступают в качестве взаимосвязанных, взаимозависимых немыслимых одна без другой детерминант психического развития личности, групповая идентификация и аутгрупповая враждебность становятся аналогично взаимосвязанными. В последующем тезис о неизбежности аутгрупповой агрессии выступал в качестве основы теоретических построений в этой области.

В работе "неудовлетворенность культурой" Фрейд развивает идеи об изначально конфликтной природе человека: "Жизнь человека определяется программой принципа наслаждения, однако человек попадает во враждебные отношения с окружающим миром (как микро - , так и макрокосмосом). Люди стремятся быть счастливыми, но страдания ожидают их с трех сторон (со стороны внешнего мира, взаимоотношений с другими и со стороны своего организма) …

Чтобы избежать несчастья, люди используют разные пути:

- уход от людей, путь в одиночество,

- в качестве членов общества переходят в наступление на природу и подчиняют ее своей воле с помощи науки и техники;

- самый грубый путь: наркотики;

- смещение либидо: сублимация первичных инстинктов: получение удовольствия от деятельности (интеллектуальной), наслаждение от искусства;

Страницы: 1 2 3


Влюбленность
Одновременный поцелуй — не случайный телесный контакт. Влюбленные придают ему такое большое значение из-за того, что он знаменует для инстинктивных программ: взаимная боязнь рассеялась, выбор сделан, пора идти дальше. Если в начале ухаживания пара была неустойчивой, то теперь ее что-то сцементи­ровало. Это сделала доминанта влюбленности ...

Характеристика любовного взаимодействия.
Любовь — фундамент брака. Она выражается в нашем стремлении сделать так, как будет лучше для другого. И неважно, заслуживает он этого или нет. Любя, мы ставим желания и потребности другого человека выше собственных. Любовь и эгоизм несовместимы. Любовь жертвует, отдает, страдает. Она принимает любые удары, выдерживает любые ураганы ради ...

Учет психологических факторов в обучении диалогической речи учащихся старших классов
В старших классах средней школы одной из важных и трудных задач обучения иностранному языку является поддержание активного владения учащимися иноязычными речевыми умениями, приобретенными в восьмилетней школе, в том числе диалогической речью. Выполнение этой задачи осложняется тем, что диалогическая речь учащихся старших классов характ ...