Информация » Причины и условия жестокого поведения » Законность, гражданственность, моральность, доверие, справедливость

Законность, гражданственность, моральность, доверие, справедливость

При рассмотрении мотивов поведения людей, нельзя не остановиться на проблеме: что делает закон "законным"? Во всяком случае не его содержание, оно может быть глупым, недостаточным или вовсе бессмысленным. Законным, для большинства из нас этот закон является потому, что его принял Рийгикогу. Если мы зададим вопрос людям: почему они подчиняются закону, они наверняка ответят - потому что Рийгикогу выбран на свободных выборах, или потому что закон- это то, чего хочет большинство, или потому что ничего лучше еще не приняли.

Большинство граждан имеет весьма отдаленное представление о политической теории, равно как и о юриспруденции, но у них есть вполне определенные представления, основанные на здравом смысле. И то, что справедливо для юридических формулировок, справедливо и для действий президента, и для министерства финансов, и для ведомственных комиссий. Обязывающей силой эти действия становятся в результате процедуры или совершения их легитимным институтом, а не из-за их содержания. Подчинения правилу, потому что оно законно, это не то же самое, что подчинение потому, что оно справедливо, морально или этично.

Представления человека о "законности" - это лишь один из факторов совести. Другой аспект можно назвать "гражданственностью" - это подчинение правилом из соображений социальных или патриотических. Иным мотивом является "моральность", которая может быть самым крепким фактором, так как нормативная структура общества так же важна, как и политическая. Еще одним мотивом является "справедливость". Например, если субъект чувствует, что правило пользуется поддержкой по каким-либо формальным причинам, например потому что оно устраивает всех жителей страны. Еще одним аспектом является "доверие". Это ощущение того, что нужно следовать правилу из-за веры в авторитеты.

Все эти факторы отличаются от законности в общепринятом смысле этого слова, но все они являются мотивами. Подчинения или неподчинения закону. Общие правила для формирования и определения мотивов повлекших за собой противоправные деяния известны. Но мотивы - это факты общественной жизни, факты постоянно меняющиеся. То о чем думают люди так же реально, как и то, что они едят, как они разговаривают или бегают. Подчеркивая, что некоторые мотивы (месть, хулиганство, корысть) определены и обозначены, мотивы, как и гражданские и жизненные позиции, отлить в единую форму невозможно из-за их изменчивости.


Развитие личности
Хорни соглашалась с Фрейдом в том, что детские переживания играют важную роль в формировании зрелой личности. При этом она отвергала мнение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий. Хорни считала, что решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения ребенка с родителями. По Хорни, в детстве у чело ...

Приложения
Приложение 1 Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова Предлагаемая ниже методика успешно используется казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопережив ...

Выготский Лев Семенович (1896-1934)
Лев Семенович Выготский родился 5 ноября 1896 г. в городе Орша. Год спустя семья Выготских переехала в Гомель. Именно в этом городе Лев закончил школу и сделал свои первые шаги в науке. Еще в гимназические годы Выготский прочел книгу А.А. Потебни Мысль и язык, которая пробудила у него интерес к психологии - области, в которой ему предст ...