Информация » Конфликты в школьном возрасте и их влияние на дальнейшую взрослую жизнь » Теоретические основы проблемы конфликтов в школьном возрасте и их влияние на дальнейшую взрослую жизнь в отечественной и зарубежной психологии. Конфликт как проблема в разработках на современном этап

Теоретические основы проблемы конфликтов в школьном возрасте и их влияние на дальнейшую взрослую жизнь в отечественной и зарубежной психологии. Конфликт как проблема в разработках на современном этап
Страница 1

В нашей жизни конфликты занимают существенное место. Отношение к ним за последние годы значительно изменилось. Изучением конфликтов занимаются различные науки: экономика, социология, психология, педагогика и др. Возникло немало теоретических подходов к проблематике межличностного конфликта, растет и число практических схем разрешения конфликтов. В психологии существует множество различных определений конфликтов, их классификаций, теорий конфликтов. Изменяются взгляды ученых на сущность конфликтов, их значение и соответственно меняются способы и методы их изучения, управления ими.

В настоящее время в нашей стране повышается интерес к проблемам человека, к формированию личности, к изучению взаимоотношений человека с человеком. Однако пока не предложено достаточно адекватно отражающих реальность моделей описания взаимодействия индивидов в конфликтных ситуациях. Исследования конфликтов на различных уровнях социальной структуры общества очень важны для изучения возможности совместной деятельности между людьми, управления поведением людей и т.д. Конфликты представляют собой теоретически мало изученное явление, но практически оказывающее влияние на формирование личности. Конфликтные отношения не получили пока общепринятого и широко обсужденного психологического определения и классификации.

Определение психологического понятия "конфликт" Василюк Ф.Е. считает сложной задачей: "Если задаться целью, найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы психологически абсолютно бессодержательно: конфликт - это столкновение чего-то с чем-то. Два основных вопроса теории конфликта - что именно сталкивается в нем и каков характер этого столкновения" [3].

В традиционных психологических исследованиях можно выделить три понимания конфликта.

1. В рамках социально-психологической традиции конфликт понимается как такой тип социального взаимодействия людей или групп, который несет в себе деструктивный потенциал, разрушает межличностные и межгрупповые взаимоотношения, приводит к распаду социально-психологических структур и негативным переживаниям. Это понимание хорошо представлено в литературе и мы не будем на нем останавливаться.

2. В психоанализе и психодинамических подходах конфликт понимается как энергетическая основа личности, составляющая ее мотивационное ядро. Причины человеческих поступков и переживаний всегда конфликтны, а онтогенез построен на разрешении конфликтов.

3. Третье понимание начало складываться в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, также характерно для исследований продуктивного мышления и представлено в генетической психологии как гипотеза о социокогнитивном конфликте и представляет конфликт как механизм развития человеческой деятельности и мышления [5].

Деструктивное и психодинамическое понимания имеют развернутые и культурно оформленные практики и прикладные программы работы с конфликтом. Однако конфликт как механизм развития деятельности в рамках второго и третьего понимании с одной стороны представлено неявно, а с другой, недостаточно операционализировано для анализа и конструирования образовательных процессов.

Так под конфликтом А.-Н. Перре-Клермон предлагает понимать "детерминирующий фактор развития в социальном взаимодействии, который возникает как противоречие противостоящих центрации, конфронтация между субъектом и утверждениями или действиями других лиц. Разрешение конфликта предполагает создание систем, способных к их координации". И далее: "ситуация будет конфликтной… если различие центрации и характер задачи коллективной ситуации требуют от него перестройки действующих координации. В этой функции конфликт является "катализатором", т.е. необходимым условием развития" [11].

Страницы: 1 2 3


Гениальность. Сходство гениальных людей с помешанными
“Гений - человек одержимый, но он творец .” Н. А. Бердяев Как ни жесток и печален такого рода парадокс, но, рассматривая его с научной точки зрения, можно сказать, что в некоторых отношениях он вполне основателен, хотя с первого взгляда и кажется нелепым. О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю ...

Подготовка к ответу
Это сложный и важный этап экзамена. От того, что вам удастся вспомнить, во многом будет зависеть ваша оценка. Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывёт перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованы, то закройте глаза, рассла ...

Особенности развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста
Интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Ребенок, особенно 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений, поэтому в младшем школьном возрасте продолжает развиваться наглядно-действенное и наглядно-образное мыш ...