ИнтеракционизмСтраница 2
(Цит. По: Почебут Л.Г. Психология общности. СПб, 2000)
Теории интеракционизма (см.: Схему 3):
Символический интеракционизм;
Ролевые теории;
Теории референтной группы.
Схема 3.3. Основные теории интеракционизма
К интеракционистскому подходу относится теория М. Шерифа. Эксперименты Шерифа были признаны классическими. Проводились в летнем лагере для подростков 11-и лет.
4 стадии полевого эксперимента:
1. Организация общелагерной деятельности, в ходе которой подростки установили дружбу и знакомство.
2. Разделение на 2 группы с разделением друзей. Общелагерная жизнь велась отдельно
3. Организация соревнования между группами. в которых одна группа – неизбежно проигрывала, а другая побеждала.
4. Создавались трудности (поломка водопровода, неисправность грузовика, подвозившего продовольствие), которые могут быть успешно решены только при условии объединенных усилий обеих групп.
Результаты эксперимента:
Межгрупповое соревнование ведет к межличностным конфликтам. Возникла враждебность, агрессия тех, кто проигрывал.
С исследований М. Шерифа начался собственно групповой подход в социальной психологии – источник агрессивности начинают искать не в индивидных мотивационных факторах, а в группообразующих характеристиках.
Деятельностный подход – методологическое основание отечественной социальной психологии.
Деятельность – способ существования человеческого общества. Деятельность творит и изменяет мир. В социальной психологии принцип деятельности адаптирован к группе как предмету исследования.
деятельность понимается как 1) совместная, социальная деятельность.2) объект деятельности – не только отдельный индивид, но и группа, общества. Вводится понятие коллективного субъекта деятельности, исследуются его мотивация, интересы, нормы, ценности и пр.
Выводы
На основании проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
1. Мужчины чаще обладают либо высоким, либо низким уровнем развития как творческой, так и коммуникативной способности к генерации юмора, тогда как женщины в большинстве своём обладают средними показателями.
2. Лицам с высоким уровнем развития способно ...
Теоретические представления о юморе как способности
В нашей работе мы придерживаемся точки зрения некоторых исследователей, при которой юмор рассматривается как форма творческой способности или одарённости.
Чтобы понять суть данного подхода к юмору, мы рассмотрели в параграфе 1.1. понятие и классификации общих и творческих способностей. Далее перейдём к рассмотрению юмора, который в рам ...
Проблема темперамента в психологии
Проблема, о которой пойдет речь в данной главе, занимает человечество уже более 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью индивидуальных различий между людьми. Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в с ...