Информация » Личностные особенности людей, способных генерировать юмор » Теоретические представления о юморе как способности

Теоретические представления о юморе как способности
Страница 1

В нашей работе мы придерживаемся точки зрения некоторых исследователей, при которой юмор рассматривается как форма творческой способности или одарённости.

Чтобы понять суть данного подхода к юмору, мы рассмотрели в параграфе 1.1. понятие и классификации общих и творческих способностей. Далее перейдём к рассмотрению юмора, который в рамках некоторых концепций рассматривается как форма творческой способности или одарённости. При таком подходе способность воспринимать юмористические несоответствия, шутить, рассказывать забавные истории и смешить людей рассматривается как умение, подобное способности рисовать картины или решать математические задачи [11].

А. Фейнголд и Р. Мазелла разделяли способность к вербальному юмору и остроумию на 2 типа [11]:

1) запоминание юмора, которое они считали родственным кристаллизованному интеллекту – репродуктивной способности, функция которой – накопление и организация знаний [2];

2) распознавание юмора, считавшегося сопоставимым с подвижным интеллектом – продуктивной способностью, основа которой – биологические особенности нервной системы, функция этой способности состоит в быстрой и точной обработке информации [2].

Существуют исследования, направленные на изучение связи между способностью генерировать юмор и более общими формами креативности [9].

Некоторые теоретики отмечали тесную связь между юмором и креативностью, указывая, что «и то и другое предполагает дивергентное мышление, несоответствие, неожиданность и новизну» [11 , 255].

Способность генерировать юмор связана с другими составными частями чувства юмора. Так, проведённые исследования этого вопроса обычно указывали на слабую связь или отсутствие связи между баллами, набранными по шкале генерации юмора и по шкале понимания юмора [11]. Это свидетельствует о том, что, как ни странно, люди, способные успешно создавать юмор, не обязательно получают удовольствие от различного рода шуток и рисунков или реагируют на них радостью.

По результатам своих исследований А. Фейнгол и Р. Мазелла [11] предположили, что вербальное остроумие можно рассматривать как многомерный конструкт, состоящий из измерения психической способности распознавания юмора в сочетании с социальными и темпераментными факторами, влияющими на мотивацию к юмору и коммуникацию. Следовательно, в целом концептуализация способности юмора Фейнголда и Мазеллы является довольно узким конструктом, в значительной мере связанным со знанием людьми известных шуток и популярных комиков. Однако психометрические свойства их методики не известны и она не была широко применена другими исследователями юмора. Но на основании выводов, сделанных по результатам данной методики, можно заключить, что юмор имеет сходство с коммуникативной способностью.

Юмор по существу социальное явление. Люди смеются и шутят намного чаще, когда находятся с другими людьми, чем когда они одни. Люди действительно иногда смеются в одиночестве, например когда смотрят комедию по телевизору, читают юмористические книги или вспоминают забавный личный опыт. Однако эти случаи обычно могут рассматриваться как «псевдосоциальные» по своему характеру, потому что человек всё равно реагирует на поведение персонажей или вновь переживает в памяти случай, в котором участвовали другие люди [10].

Страницы: 1 2 3 4


Организация психологической службы в школе. Анализ работы психологической службы в школе
Требования к организации психологической службы в школе Психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в процессе воспитания и обучения в школе. Психолог в учебно-воспитательном учреждении является равноправным членом педагогического коллекти ...

Коррекция мнестической деятельности у старших дошкольников с ОНР
Данные психолого-педагогической диагностики детей с общим недоразвитием речи позволяют специалистам определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого ребенка наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции. Вопрос о коррекции мнестической деятельности рассматривается в различны ...

Сравнение множеств и чисел
При изучении чисел первого десятка не только знакомим ребенка с местом данного числа в ряду чисел, но и учим сравнивать это число с числом, стоящим рядом, а также с другими числами. Сначала сравниваем предметы. Где кружков больше? (В нижнем ряду.) Где кружков меньше? (В верхнем ряду.) В каком ряду не хватает кружка? Как уравнять, ч ...