Введение
Страница 1

Социализация в семье

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными , агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Цель социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка.

Детерминанты воспитательного процесса.

Стиль и методы воспитания, используемые каждым родителем, являются функцией от множества взаимосвязанных факторов. Как уже отмечалось, один из них – культурный контекст. Японские родители, в отличии от американских, считают необходимым в воспитательных целях пристыдить ребенка. В американской культуре, в некоторых ее субкультурах и социальных группах, родители склонны использовать физическое наказание детей за непослушание, тогда как в других социальных группах родители прибегают к этому крайне редко. Еще одним фактором, влияющим на выбор методов воздействия, является уровень развития ребенка. В общем, чем старше становится ребенок, тем реже родители используют физическое наказание, а такое физическое проявление любви, как ласка, все чаще заменяется иными способами выражения любви и одобрения. С совершенствованием речевых навыков ребенка растет эффективность применяемых родителями словесных указаний, разъяснений и рассуждений.

Согласно Белски, факторы, влияющие на качество воспитания, подпадают под три большие категории: 1) воздействие родителей (личностные особенности, ожидания, убеждения относительно целей социализации, самого ребенка и эффективных методов социализации); 2)качества ребенка (личностные характеристики и когнитивные способности); 3) более широкий социальный контекст, в котором заключены родительско-детские отношения, в том числе и супружеские отношения родителей, область их социальных и профессиональных контактов.

Социальный контекст.

Отношения между супругами, обеспечивающие им удовлетворение потребностей и поддержку, облегчают адаптацию к родительской роли, а прочный супружеский союз связан с сенситивным воспитанием, которое, в свою очередь, связано с надежной привязанностью ребенка к родителю. Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в умении считаться с личными интересами и потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание. Статистика бракоразводных процессов показывают, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, отзывчивость, доброту.

Нормальны воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а так же социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязанностей по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.

Взаимная поддержка родителей воздействует на воспитательный процесс несколькими способами. Первый из них – опосредованный: взаимная поддержка супругов снижает эмоциональный дистресс, неизбежно возникающий время от времени в жизненных ситуациях, личная поддержка повышает настроение и таким образом дает возможность родителю взаимодействовать с ребенком в более позитивном ключе. Кроме того, супруги прямо воздействуют на родительское поведение друг друга, подавая пример эффективного вмешательства, беря на себя часть забот, если супруг(а) устал(а) или если дети доставляют особенно много хлопот; родители обсуждают своих детей и приходят на их счет к общему решению.

Страницы: 1 2 3


Опытно-экспериментальное психологическое исследование. Характеристика базы исследования и выборочной совокупности
Государственное учреждение здравоохранения детский санаторий для больных и инфицированных туберкулёзом " Василёк" является специализированным лечебно-профилактическим учреждением для детей, относящихся к группе риска по заболеванию туберкулёзом, предназначен для проведения курсов специфического химиопрофилактического лечения и ...

Выводы.
1. Медработники с более низкой предметной (психомоторной) активностью отличаются также меньшим и социальным темпом и повышенной эмоциональностью. Все эти факторы могут существенно затруднить их профессиональную деятельность и привести к преждевременному профессиональному выгоранию. 2. В пользу этого говорят также отрицательные взаимосв ...

Закон контраста
Среди множества факторов, влияющих на оценку экзаменатором вашего ответа, немалое место занимает уровень знаний предыдущего отвечающего. На фоне посредственных знаний вы будете смотреться лучше, и наоборот. Отсюда вытекает простое правило: если предыдущий абитуриент отвечал откровенно плохо и получил тройку или, тем более, двойку, то в ...