Поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях
Страница 1

Проблема конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (А.Я. Анцупов, М. В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.С. Сулимова, К. Боулдинг, Р. Дарендорф, М. Дейч, Л. Козер, К. Левин, Г. Зиммель и др.) Психологические исследования показали, что не существует «чисто» мужской или женской личности. Каждая в той или иной мере присутствует в индивиде. Зато существует мужское и женское поведение, которое с ранних лет взращивают в ребенке.

Достаточно много моделей поведения, если не все, закладываются в раннем детстве. И. Таннен, наблюдая за стилями и формами общения мальчиков и девочек, вывела несколько интересных закономерностей, которые можно экстраполировать на поведение взрослых мужчин и женщин. Естественно, это не значит, что абсолютно все мальчики и девочки используют заложенные в детстве программы общения. Различий в стилях общения мальчиков и девочек много. Есть, однако, два основных, из которых вытекают все прочие:

1).Девочки сконцентрированы больше на важности общения, а мальчики на статусе общения.

2).Для девочек важен сам процесс общения, тогда как для мальчиков – его результат. Как следствие, девочки предпочитают избегать тех игр, в которых одна из них может быть лучше другой, и склонны выбирать те, в которых они все на равных. Они с большим удовольствием играют в маленьких группах или с одной лучшей подругой. Ведь именно при таком «камерном» общении можно наладить близкие дружеские отношения, поделиться секретами, обменяться впечатлениями. С раннего детства девочки знают, что если они будут звучать слишком самоуверенно, то не будут пользоваться успехом в своем кругу. Поэтому они учатся говорить таким образом, чтобы сбалансировать собственные интересы с интересами партнеров по общению.

Мальчики обычно играют в больших группах и не со всеми обращаются как с равными. Они подчеркивают, а не скрывают свой статус, как девочки. В своих группах они обязательно выделяют одного или нескольких лидеров. Причем все члены группы воспринимают это как должное и с удовольствием выполняют приказы своего вожака. Бывают, естественно, ситуации, когда в группе появляется неформальный лидер, который включается в борьбу за власть, что тоже нормально воспринимается всеми остальными. Фокусируясь на достижении результата, мальчики учатся говорить таким образом, чтобы отстаивать в первую очередь свои интересы. Ожидания же от общения во взрослой среде уже другие. Так уж получилось, что мир мужчин принимает «только свою единственно правильную модель поведения», игнорируя модель поведения женщин.

М. Дейч, исследуя менеджеров-мужчин и менеджеров-женщин, установил несколько закономерностей, как то:

- Женщины-менеджеры чаще имеют и демонстрируют реактивные, пассивные и неопределенные типы конфликтного поведения.

- Мужчины-руководители обычно придерживаются активного, реактивного и потенциально активного типов <поведения в <конфликтной ситуации.

Страницы: 1 2 3 4


План мероприятий по психологическому просвещению родителей, педагогов, воспитателей
План мероприятий по психологическому просвещению родителей (педагоги младших школьников) Цель работы Вид деятельности Объект деятельное ти сроки Консультирование родителей: 1-4 кл. По Психологическое «Школьные трудности ребенка: запросу просвещение причины, по проблемам пути пре ...

Выготский Лев Семенович (1896-1934)
Лев Семенович Выготский родился 5 ноября 1896 г. в городе Орша. Год спустя семья Выготских переехала в Гомель. Именно в этом городе Лев закончил школу и сделал свои первые шаги в науке. Еще в гимназические годы Выготский прочел книгу А.А. Потебни Мысль и язык, которая пробудила у него интерес к психологии - области, в которой ему предст ...

Творческие способности и их развитие
Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» — созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». ...