Состав и технология
ролевой игры в обучении диалогуСтраница 4
Но играющий во время игры этого не замечает (не осознает, что обучается), так как обучение осуществляется здесь латентно (скрыто, не видимо для учащегося).
Развитию воображения и творческих способностей учащихся способствует образ игровой ситуации и содержания ролевой игры в целом, возникающий благодаря наглядности модели и воплощению мыслей в действиях игроков. Стимулирует этот процесс и раскрепощение мыслительной деятельности в виду отсутствия в ролевой игре негативно-оценочного давления на учащихся (деятельности игроков дается оценка после ролевой игры, и именно оценка, а не отметка "семерка", "девятка" и т.д., а это не одно и то же).
Остановимся на положительных и отрицательных моментах ролевой игры. Рассмотрим их подробнее.
Положительным в проведении ролевой игры является следующее:
создается благоприятный психологический климат на уроке;
учащиеся испытывают удовольствие от проведения игры, так как любая игра имеет высокую мотивацию;
урок проходит на высоком эмоциональном уровне;
в процессе игры учащиеся имитируют определенную деятельность, что формирует умения и навыки, а также учащиеся учатся применять свои знания;
послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.
Отрицательными моментами являются:
высокая трудоемкость подготовки к уроку (для учителя);
большая напряженность для учителя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом поиске. Учитель должен быть "хорошим сценаристом, режиссером и актером" (Е. И. Пассов). [14] Если он не владеет этими качествами, то ему будет трудно правильно организовать игру, что может привести к разочарованию учащихся;
трудности с заменой участников игры, если кто-то отсутствует в момент проведения игры;
необходимо учитывать те "подводные рифы", которые таит в себе проведение ролевой игры: некоторая неопределенность и непредсказуемость хода результатов;
возможное скрытое сопротивление отдельных участников.
В ролевой игре учитель осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Ролевая игра функционирует как реальный процесс, который вовлекает всех без исключения учащихся класса в активную учебную деятельность. Во время ролевой игры учитель незаметен. Наверно, это и есть высший уровень управления учебно-познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя: результат огромного труда его ума и души. Речь идет только о видимой части того «айсберга» педагогического труда, под которым скрыта его основная часть.
Думается, что обучение диалогической речи в процессе ролевой игры осуществляется посредством организации учебной деятельности самими учащимися, которая по своему типу является продуктивной и творческой, а по содержанию — познавательной, практической и ценностно-ориентационной.
В заключение хочется отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом.
Поэтому использование ролевой игры в обучении диалогу на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому языку на старшем этапе обучения.
Понятие возраста
Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии.
Л.С. Выготский выделял 3 группы периодизаций:
I. Для первой группы характерно построение периодизации НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С С ...
«Зацепка»
Данный метод позволяет кратко изложить какую-нибудь ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием ответа. В этих целях можно с успехом использовать небольшое сравнение, событие, личное впечатление или необычный вопрос, даже анекдотичный случай. Последнее, правда, требует осторожности и такта. ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Социометрическая карточка
Ф.И. _
Школа _ Класс
Дата исследования _
Критерии
Выборы
1. Кого бы ты хотел пригласить к себе на день рождения?
2. Кого бы ты не пригласил к себе на день рождения?
3. С кем бы участвовал в школьном мероприятии?
4. Кого бы ты не взял для участия в меро ...

