Состав и технология ролевой игры в обучении диалогу
Страница 4

Но играющий во время игры этого не замечает (не осознает, что обучается), так как обучение осуществляется здесь латентно (скрыто, не видимо для учащегося).

Развитию воображения и творческих способностей учащихся способствует образ игровой ситуации и содержания ролевой игры в целом, возникающий благодаря наглядности модели и воплощению мыслей в действиях игроков. Стимулирует этот процесс и раскрепощение мыслительной деятельности в виду отсутствия в ролевой игре негативно-оценочного давления на учащихся (деятельности игроков дается оценка после ролевой игры, и именно оценка, а не отметка "семерка", "девятка" и т.д., а это не одно и то же).

Остановимся на положительных и отрицательных моментах ролевой игры. Рассмотрим их подробнее.

Положительным в проведении ролевой игры является следующее:

создается благоприятный психологический климат на уроке;

учащиеся испытывают удовольствие от проведения игры, так как любая игра имеет высокую мотивацию;

урок проходит на высоком эмоциональном уровне;

в процессе игры учащиеся имитируют определенную деятельность, что формирует умения и навыки, а также учащиеся учатся применять свои знания;

послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.

Отрицательными моментами являются:

высокая трудоемкость подготовки к уроку (для учителя);

большая напряженность для учителя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом поиске. Учитель должен быть "хорошим сценаристом, режиссером и актером" (Е. И. Пассов). [14] Если он не владеет этими качествами, то ему будет трудно правильно организовать игру, что может привести к разочарованию учащихся;

трудности с заменой участников игры, если кто-то отсутствует в момент проведения игры;

необходимо учитывать те "подводные рифы", которые таит в себе проведение ролевой игры: некоторая неопределенность и непредсказуемость хода результатов;

возможное скрытое сопротивление отдельных участников.

В ролевой игре учитель осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью учащихся. Ролевая игра функционирует как реальный процесс, который вовлекает всех без исключения учащихся класса в активную учебную деятельность. Во время ролевой игры учитель незаметен. Наверно, это и есть высший уровень управления учебно-познавательной деятельностью учащихся со стороны учителя: результат огромного труда его ума и души. Речь идет только о видимой части того «айсберга» педагогического труда, под которым скрыта его основная часть.

Думается, что обучение диалогической речи в процессе ролевой игры осуществляется посредством организации учебной деятельности самими учащимися, которая по своему типу является продуктивной и творческой, а по содержанию — познавательной, практической и ценностно-ориентационной.

В заключение хочется отметить, что ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом.

Поэтому использование ролевой игры в обучении диалогу на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому языку на старшем этапе обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Практические аспекты профессиональных деформаций на примере департаметна социального развития тюменской области
Это социологическое исследование является попыткой взглянуть на проблему профессиональных деформаций на примере Департамента социального развития Тюменской области глазами ее непосредственных участников. Оно было проведено в городе Тюмени в 2007 году, опрашивались люди, выбранные методом случайного отбора баз возрастных, половых и образ ...

Исключительные способности и таланты идиотов-гениев
Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение: человек использует лишь около 1/10 части нейронов своего мозга, а вот если бы включить все 9 десятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, нужно отключить часть собственного мозга. Психологам и псих ...

Принципы психологического воздействия
Механизмы психологического воздействия — закономерности его осуществления в различных условиях. Убеждение — это логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания людей. Целью убеждения является создание, усиление или изменение взглядов, мнений, оценок, установок у объекта воздействия с тем,чтобы последний принял ...