ВведениеСтраница 2
Для характеристики интенциональной (целевой) направленности речевых высказываний лингвисты опираются на конкретные языковые формы, используемые говорящим (например: "Я завещаю", "Я обвиняю" и т.п.). В то же время широко распространено явление, когда интенциональная направленность говорящего не имеет конкретного и однозначного речеязыкового выражения, а значение используемых форм общо и "размыто". Существуют ситуации, когда одно и то же высказывание может выражать совершенно различные интенции. Интенциональные речеязыковые формы часто оказываются неконкретными, "непривязанными" к реальным объектам или действиям. Понимание и использование 'Подобных условных форм – это та сторона владения языком, которой субъект обучается в ходе жизни. Вместе с тем "размытость" значения и смутность понимания используемого речевого материала, видимо, остается чертой, присущей интенциональным высказываниям. Неполное понимание говорящего, ложное толкование его слов, по-видимому, достаточно обыденное и распространенное явление жизни.
В связи со сказанным, понятно значение адекватного метода выявления интенционального содержания в речи субъекта. Рассмотрим существующие в психологии разработки анализа текстов.
Начало психологического исследования текстов в нашей стране положено Н.И.Жинкиным, развившим идею внутреннего строения текста и предложившим предикатный метод его анализа. По его мнению, в каждом тексте существует предмет описания, воспринятый из действительности. Он описывается с помощью системы предикатов, последовательно раскрывающих признаки данною предмета. Предикаты выстраиваются в иерархическом порядке, характеризуя главные, дополнительные и дополнительные к дополнительным признаки.
Предикатный анализ дополнен так называемым "денотатным" анализом. Автор одного из вариантов последнего А.И. Новиков отмечает, что субъектно-предикатные конструкции отражают скорее логическую структуру текста, нежели его конкретные смысл и содержание. В этой связи предлагается отражать содержание текста через структуру денотатов, т.е. обозначаемых объектов.
И.Ф. Неволин выделяет в "смысловых зонах" текста несколько уровней: объектный (соответствующий объектам действительности, содержащий фактографическую информацию) и метауровни (включающие теоретическую информацию, анализирующие, оценочные, эмоциональные и другие суждения). Наглядное (в виде диаграмм) представление соответствующей информации позволяет видеть иерархическое строение смыслов произведения, прослеживать ход мыслей автора в тексте.
Направленность упомянутых подходов – выявить характеристику структуры мыслительных процессов, связанных с порождением и пониманием письменных текстов "нейтрального характера". Эти разработки оказываются, однако, недостаточно полными: за пределами остается личность говорящего и его взаимоотношения с окружающими.
Т.М. Дридзе предложила подход к анализу текста ("текстовой деятельности") с ориентацией на проблемы социологии, подчеркнув в нем значение мотивационной составляющей. Ею разработан информационно-целевой (мотивационно-целевой) подход, опирающийся на идею Н.И. Жинкина об иерархии предикатов в тексте. Предложена схема анализа текста. Первый шаг состоит в выявлении цели сообщения (замысла автора), что квалифицируется как предикация 1-го порядка; предикация 2-го порядка – выявление основных элементов общего содержания; предикации 3-го (4-го) порядка – элементы общего содержания.
Основная задача данного исследования – разработка психологического метода, позволяющего характеризовать специально интенциональную направленность речи. Мы полагаем, что на сегодняшний день такой метод должен содержать элемент субъективного оценивания интенций говорящего исследователем. Понятность для слушающих интенций говорящего является целью последнего, поэтому он использует такие известные ему языковые средства, которые, как он полагает, дадут желаемый результат: его поймут. Экспертное выявление и идентификация речевых интенций позволяет очертить их круг в текстах разной тематики и направленности, т.е. качественно охарактеризовать. На этой основе возможна также их количественная оценка. В то же время мы сознавали, что понятость выражаемых в тексте интенций не может быть абсолютной. Поэтому наша исследовательская задача включала оценку степени "размытости" их понимания.
Мотивация: иерархия
потребностей
Естественно, Маслоу обращал внимание на наиболее важный вопрос психологии: что управляет поведением, что есть мотивация. Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, всеобъемлющего удовлетворения. Полное отсутствие потребностей, если оно и существует, может быть очень недолговечным. Здесь де ...
Исследование компетентности в выделенных группах младших школьников по
шкале С.Хартер
В младшем школьном возрасте сформированность мануальной асимметрии может являться показателем зрелости, а значит и готовности к школьному обучению. Поэтому в выделенных группах дети, вероятно, будут демонстрировать разную степень общей компетентности и компетентности в познавательной сфере. Для проверки этой гипотезы рассмотрим данные и ...
Психологические компоненты анализа писем
На наш взгляд, стоит начать с анализа содержания записок. В данном случае можно выделить ряд факторов, указывающих на вид самоубийства (рациональное или аффективное):
Элементы анализа
Примеры из текста
Частота встречаемости
Выводы
1. Упор на существующие проблемы, указание на добровольный уход из жизни
- Я ухожу из ...

