Информация » Психологические аспекты создания имиджа в политике » Политический имидж, его специфика и проблемы исследования

Политический имидж, его специфика и проблемы исследования
Страница 1

Любой политический имидж - особый вид имиджа, включающий в себя общие политические и психологические характеристики, свойственные имиджу вообще, так и особенные признаки, свойственные лишь конкретной разновидности политического имиджа. Говоря о политическом имидже, специалисты нередко определяют его как целенаправленно формируемый и пропагандируемый образ кандидата, партии, общественного или политического движения, забывая о том, что имидж в политической сфере существует как феномен массового сознания вне зависимости от реализации (а иногда вопреки) предвыборных технологий.

Не вдаваясь в теоретические дискуссии о категории имидж и признавая их незавершенность, считаем, что политический имидж являясь феноменом массового сознания, функционирует как образ-представление, в котором в сложном взаимодействии соединяются внешние и внутренние характеристики субъекта политики.

Имидж возникает только тогда, когда субъект политики становиться «публичным». Для возникновения имиджа депутата необходим хотя бы один член общества. Любой имидж отличается определенной мерой абстрактности, схематичности и упрощенности по сравнению с его носителем. В его формировании важную роль играют стереотипы и ассоциации, с помощью которых люди наделяют объект восприятия хотя и распространенными, но нередко не отвечающими в частном случае реальности качествами.

Имидж динамичен, он оперативно откликаться на меняющиеся экономические, политические, социальные и другие ситуации, которые оказывают влияние на «неосознанные» требования субъектов восприятия. В целом имидж всегда представляет собой в известном смысле «полуправду» - он задает определенные направления для «домысливания» в соответствии с имеющимся социальным опытом субъекта.

Применительно к содержанию имиджа политика речь всегда идет об интеграции его социальных, профессиональных, психологических и собственно относящихся к внешнему облику характеристик. При этом имидж складывается как прямо на основе тех отдельных впечатлений, которые производит человек на окружающих в результате его наблюдения, общения и взаимодействия, так и косвенно, на основе тех мнений, которые передаются по коммуникативным каналам.

Косвенная имиджформирующая информация (термин А.Ю. Панасюка) - это информация через третьи руки. К потокам косвенной имиджформирующей информации можно отнести сплетни, слухи, журнальные и газетные статьи, высказывание каких-либо мнений об этом человеке авторитетным лицом и т.д. Собственно второй путь и позволяет, например, мнению или репутации человека формировать установки по отношению к нему задолго до влияния непосредственных впечатлений от общения с ним [6].

Имидж есть у каждого субъекта политики и даже не один, что обусловлено количеством электоральных и иных социальных групп, в которых входит субъект или где формируется впечатление о нем.

С другой стороны, политические имиджи не существуют сами по себе лишь как образы-представления конкретного человека. В массовом сознании в каждый исторический момент времени существует открытое (это важно подчеркнуть) поле имиджей, различающихся как содержательно, так и мерой стереотипности входящих в него характеристик. Это поле включает подсистемы различных социально-групповых категорий, профессиональных, половых, возрастных и этнических групп имиджей.

В современной науке выделяют различные типы имиджей. В зависимости от критерия, лежащего в основе классификации имиджи делят: 1) по объекту (персональный и кооперативный),

2) по соотношению с другими объектами (единичный – множественный),

3) по содержанию (простой-сложный),

4) по оригинальности характеристик (оригинальный-типичный),

5) по контексту имиджирования (личный, профессиональный, политический),

6) по полу (мужской – женский),

7) по возрасту (молодежный-зрелый),

8) по социальной категории (имидж политика, бизнесмена и т.д.),

9) по длительности существования (общий – ситуативный),

10) по параметрам проявления (средовой, габаритарный, овеществленный, вербальный, кинетический) и др. [1].

Все указанные основания применимы и к имиджу в политике. Можно выделить и различные основания примен6имые лишь к политическим имиджам: 1) по субъекту (имидж политического деятеля, имидж партии, движения), 2) по стадии избирательной кампании (исходный, текущий, вторичный), 3) по категории (реальный – идеальный),

4) по модальности (позитивный – негативный),

5) по сопоставительному признаку (имидж кандидата - конкурента) и др.

В пространство имиджей политический имидж включается, идентифицируясь с существующими в отдельных подсистемах имиджами. Это отнесение в ситуациях прямого возникновения имиджа происходит вследствие наблюдения, общения и взаимодействия с субъектом политики на основе его семиотических проявлений в коммуникации. В случаях косвенного формирования имиджа его отнесенность задается терминологически (например, это представитель единой России).

Страницы: 1 2 3 4


Познавательно-психологические процессы. Понятие об ощущении и его физиологической основе
Ощущения есть отражение конкретных отдельных свойств качеств сторон предметов и явлений материальной действительности воздействующих на органы чувств в данный момент. Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего, наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражи ...

Приложения
Приложение 1 Тест Ф. Хоппе «Уровень притязаний» 1. Назвать 3 слова на букву Т; 2. Назвать 4 животных на букву Л; 3. Назвать 5 полных имен на букву Д; 4. Расшифровать известные аббревиатуры: АНП, СЭВ, НТР, МВД, ТАСС, ДОСААФ; 5. Назвать 6 предметов одежды на букву Т; 6. Назвать фамилии 5 известных советских киноартистов на букву М; ...

Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, который сохраняется, закрепляется, а при необходимости и возможности- воспроизводится. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно никакое развитие. ...