Психосоциальное развитие студентов
Страница 2

Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Основной критерий - интеллект.

от 0 до 1,5-2 лет. Сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).

от 2 до 7 лет. Дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).

от 7 до 12 лет. Стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения.

от 12 лет. Стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

Периодизация Л. Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.

Выявленные в исследованиях Л. Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень. Страх наказания (до 7 лет):

1. Страх перед правом силы;

2. Страх быть обманутым и недополучить благ;

II уровень. Стыд перед окружающими людьми (13 лет):

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением;

4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп;

III уровень. Совесть (после 16 лет):

5. Желание соответствовать своим нравственным принципа;

6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей;

Что касается предыдущих трех периодизации (З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. Колберг), то стоит отметить тот факт, что в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития. Что объясняет периоды и закономерности психического развития, но только с одной стороны, на основе того единственного признака, что был взят за основу той или иной периодизации.

Автором данной периодизации является В.И. Слободчиков.

1 ступень - оживление (0-12 мес.);

1 ступень - одушевление (11-12 - 5-6 лет);

3ступень - персонализация (5,5 - 18 лет);

2 ступень - индивидуализация (17-42 года);

В основу теории общего психического развития и соответствующей ей периодизации положено понятие «событийной общности». Данное понятие, по мнению В.И. Слободчикова, одновременно охватывает две стороны развития – его объект и источник. Внутри событийной общности образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду, во-первых, входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а во-вторых, выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы, т.е. быть самобытным.

Данная идея событийной общности связана с фундаментальным представлением Л.С. Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции.

С точки зрения такого понимания источников психического развития его периодизация должна представлять собой своеобразную карту человеческих общностей, внутри которых только и могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, необходимых для пребывания внутри этих общностей, их преобразования и построения новых [11].

Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие же «ведущая деятельность» было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Младенчество 0-1.

Ведущая деятельность и Новообразование:

эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово;

Страницы: 1 2 3


Становление психологии
Интерес к проблемам, которые относятся к разряду психологических, возник у человека в глубокой древности. Философы древней Греции в своих трактатах пытались проникнуть в тайны бытия и внутреннего мира человека. Философы древности объясняли психику, исходя их четырех стихий, на которых, по их мнению, был основан мир: земля, вода, огонь и ...

Проприум
Конечно сами черты личности, разделяемые между собой, не дают целостной характеристики личности. Должно существовать нечто, объединяющее и цементирующее индивидуальность. Это термины такого уровня, как Эго или стиль жизни. Эти термины очень неточны и содержат очень много семантических неясностей. Поэтому Олпорт вводит новый термин – про ...

Дифференцированный план на месяц
Подростковый возраст. Ученик 8 класса Малов Игорь № Цель Вид деятельности сроки 1 Выявить умственное и эмоционально-личностное развитие ребёнка. Диагностика ребёнка: определение интеллектуального и эмоционально - личностного развития. 1 раз в неделю 2 Развивать умственные способности детей, групповую с ...