Психосоциальное развитие студентов
Страница 2

Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.

Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально - логических операций. Основной критерий - интеллект.

от 0 до 1,5-2 лет. Сенсомоторная стадия. Ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, возникает понимание постоянства, устойчивости внешних объектов. В это время не развита речь и отсутствуют представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»).

от 2 до 7 лет. Дооперациональная стадия - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной детской логике. На этапе дооперационных представлений ребёнок не способен к доказательству, рассуждению. Мышление ориентируется на внешние признаки предмета. Ребёнок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. (Он думает, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья).

от 7 до 12 лет. Стадия конкретных операций - возникновение элементарного логического рассуждения.

от 12 лет. Стадия формальных операций - формирование способности мыслить логически, пользоваться абстрактными понятиями, выполнять операции в уме.

Периодизация Л. Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека.

Выявленные в исследованиях Л. Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствуют библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень. Страх наказания (до 7 лет):

1. Страх перед правом силы;

2. Страх быть обманутым и недополучить благ;

II уровень. Стыд перед окружающими людьми (13 лет):

3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением;

4. Стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп;

III уровень. Совесть (после 16 лет):

5. Желание соответствовать своим нравственным принципа;

6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей;

Что касается предыдущих трех периодизации (З. Фрейд, Ж. Пиаже, Л. Колберг), то стоит отметить тот факт, что в основании большинства из них лежит лишь один, хотя и важный, признак развития. Что объясняет периоды и закономерности психического развития, но только с одной стороны, на основе того единственного признака, что был взят за основу той или иной периодизации.

Автором данной периодизации является В.И. Слободчиков.

1 ступень - оживление (0-12 мес.);

1 ступень - одушевление (11-12 - 5-6 лет);

3ступень - персонализация (5,5 - 18 лет);

2 ступень - индивидуализация (17-42 года);

В основу теории общего психического развития и соответствующей ей периодизации положено понятие «событийной общности». Данное понятие, по мнению В.И. Слободчикова, одновременно охватывает две стороны развития – его объект и источник. Внутри событийной общности образуются собственно человеческие способности, позволяющие индивиду, во-первых, входить в различные общности и приобщаться к определенным формам культуры, а во-вторых, выходить из общности, индивидуализироваться и самому творить новые формы, т.е. быть самобытным.

Данная идея событийной общности связана с фундаментальным представлением Л.С. Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции.

С точки зрения такого понимания источников психического развития его периодизация должна представлять собой своеобразную карту человеческих общностей, внутри которых только и могут быть достигнуты различные уровни развития всех психических функций, необходимых для пребывания внутри этих общностей, их преобразования и построения новых [11].

Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. В них используются три критерия - социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Понятие же «ведущая деятельность» было введено Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Младенчество 0-1.

Ведущая деятельность и Новообразование:

эмоциональное общение ребенка со взрослым ходьба, первое слово;

Страницы: 1 2 3


Изучение особенностей гендерных стереотипов личности в условиях современного общества
Комплекс гендерных характеристик личности представляет собой многофакторный конструкт, включающий в себя гендерную идентичность, маскулинные и феменинные черты личности, стереотипы и установки, связанные с полотипичными формами и моделями поведения. Этапы исследования: 1-й этап: констатирующий эксперимент, направленный на изучение ге ...

Практические аспекты профессиональных деформаций на примере департаметна социального развития тюменской области
Это социологическое исследование является попыткой взглянуть на проблему профессиональных деформаций на примере Департамента социального развития Тюменской области глазами ее непосредственных участников. Оно было проведено в городе Тюмени в 2007 году, опрашивались люди, выбранные методом случайного отбора баз возрастных, половых и образ ...

Ироничные замечания
Анализ. Причина этих замечаний - недовольство вашим поведением, личные или деловые неудачи экзаменатора, плохое настроение или же просто изучение ваших возможностей. Тактика. Вам нужно проверить, сделано ли замечание всерьез или носит «спортивный» характер. В соответствии с этим, ваша реакция может быть остроумной или вообще никак не п ...