Информация » Психология преступных групп и криминальной субкультуры » Понятие психологической структуры преступного деяния

Понятие психологической структуры преступного деяния
Страница 2

Таким образом, основными элементами криминальной среды являются преступные группы и сообщества.

По мнению Н.А. Корнеевой, преступной группой можно считать совокупность двух или более лиц, объединенных совместной преступной деятельностью, независимо от степени организации группы и распределения ролей между ее участниками. Степень организации лишь возможный критерий классификации преступных групп по увеличению общественной опасности. ,

И.Ткачев и М. Миненок определяют преступную группу (организованную группу) как устойчивое, сплоченное объединение лиц со специфическими криминальными навыками, связями, опытом,

организовавшихся для систематического совершения тождественных или однородных преступлений.

Специфическими социально-психологическими чертами малых групп криминальной направленности являются:

добровольное вступление в них (т.е. принятие на себя обязанностей выполнения криминальных традиций и т.д.);

тесное криминальное взаимодействие и общение (при появлении антипатии (неприязни) к какому-либо члену группы он исключается из ее состава);

хорошая информированность;

- конспирация, автономизация, изолированность от внешнего окружения, затрудняющие проникновение посторонних лиц в группу;

- статусная иерархия и жесткая стратификация внутренней структуры при внешней демократичности:

- наличие общего денежного фонда ("общака", "котла");

- круговая порука;

- отрицательное отношение к нормам морали и права;

- наличие криминальной субкультуры;

- самоутверждение и самовыражение в криминальных видах деятельности и др.

С целью объединения, анализа и практического использования указанных черт преступных групп криминологи и психологи пытаются создать классификации и типологии групп правонарушителей. В качестве критериев они используют: характер правонарушений; степень сплоченности и социальной опасности; степень деморализации правонарушителей; степень устойчивости; тип общения; возраст правонарушителей; поведенческо-ценностные ориентации; потребности членов групп.

В зависимости от того, используют ли преступники легально существующие законные структуры или создают собственные нелегальные образования, можно выделить два типа преступных групп:

1. Имеющие легальное прикрытие, которые действуют:

а) в легальных государственных управленческих, производственных и торгово-экономических структурах, а также в их совместных предприятиях с зарубежными партнерами. Способы извлечения преступных доходов -приписки, хищения, производство и реализация "левой" продукции, массовый обман клиентов, теневой экспорт-импорт и т.п.;

б) в легальных негосударственных производственных и торгово-коммерческих структурах: кооперативах, акционерных обществах, частных фирмах, в совместных предприятиях с зарубежными партнерами. Способы извлечения преступных доходов - финансово-коммерческие аферы, теневой экспорт-импорт, уклонение от уплаты налогов и т.п.

2. Не имеющие легального прикрытия. Эти преступные группы создают самостоятельные структуры, которые:

а) специализируются на производстве и предоставлении запрещенных законом товаров и услуг (наркобизнес, проституция, ростовщичество, контрабанда, незаконные валютные операции, торговля оружием и др.);

б) совершают корыстные преступления, сопровождающиеся насильственными действиями (вымогательство, грабежи), контролируют общеуголовную преступность.

Страницы: 1 2 3 4


Развитие навыков учебной деятельности
Чтобы успешно учиться, ребенку нужны определенные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). Различают специфические навыки и умения, необходимые на определенных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и т.д.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В полной мере эти умения ...

СЯМ
ЦОВ ГАЛ ДИБ ЗУГ ЛЕЖ МЫЧ РЯБ ТОР СЮД Обработанные результаты запоминания были усреднены, результаты их сведены в таблицу 5. Таблица 5. Кол-во повторений 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Запомненно слогов 5 7,5 10 12 17 18,3 19 19,2 20 Изобразим таблицу графически ( ...

Индивидуально-психологические особенности мышления
Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Эти особенности у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического). Кроме того ...