Информация » Психология преступных групп и криминальной субкультуры » Психология организованной преступности

Психология организованной преступности
Страница 6

Таким образом, в определении коррупции необходимо учесть два основополагающих момента: лицо должно быть должностным и использовать либо свой статус должностного лица, либо вытекающие из него возможности для придания приоритетного характера отношениям с отдельным лицом или лицами в противовес другим лицам. В связи с этим мы считаем, что под коррупцией следует понимать незаконное использование должностным лицом своего статуса или вытекающих из него возможностей влиять на других лиц с целью получения личной выгоды. В этом определении фиксируется приоритет интересов одних лиц перед другими. Появление такого ничем не обоснованного преимущества и есть изначальный показатель коррупционного поведения должностного лица, которое это допустило. Такое понимание коррупции позволит точнее определить границы правового регулирования этого опасного явления.

Психологические аспекты вины и юридической ответственности.

Конкретные методы изучения личности преступника следует дифференцировать в зависимости от условий и мест их реализации.

Она может исследоваться в условиях свободы, причем доминирующими методами являются обобщение независимых характеристик, биографический метод, анализ материалов оперативных аппаратов криминальной милиции, включенное и опосредованное наблюдение, беседа и интервью. Особое значение приобретают объективные методы изучения личности преступника, в частности, анализ производственных характеристик, уголовного, личного дела. Указанный комплекс методов должен включать разные примеры профилактики преступных действий индивида, отторжения его из криминальной среды, включения в общественно полезную деятельность.

На первом этапе накапливаются данные об общепсихологических особенностях криминальной личности, затем конструируется ее характеристика или портрет, формулируется концепция единой преступной деятельности, прогнозируется поведет в той или иной социальной сфере.

На втором этапе осуществляется непосредственный контакт, в процессе которого уточняются полученные ранее сведения и одновременно проводится социально-психологическая профилактика преступной деятельности индивида.

Специфические условия изучения личности преступника создаются в случае ареста и водворения в следственный изолятор. Исследователь может применять тестовые методики, контент-анализ уголовного дела, входящей корреспонденции в форм: писем, жалоб, прошений, заявлений и пр.

На этапе следствия по уголовному делу организуются судебно-насильственных вымогателей.

Среди преступников с корыстно-насильственной направленностью М.И. Еникеев называет: грабителей; участников разбойных нападений; насильственных вымогателей (рэкетиров); убийц с корыстной целью.

Среди преступников с насильственной направленностью автор выделяет: хулиганов; злостных хулиганов; лиц, причиняющих ущерб чести и достоинству личности путем оскорбления и клеветы; лиц, совершающих агрессивно-насильственные действия против личности.

К случайным преступникам М.И. Еникеев относит лиц, не сумевших противостоять криминальному воздействию. Они имеют низкий уровень самоконтроля, их поведение ситуативно. Этот тип преступников представлен лицами, допускающими преступную халатность, бездействие; совершающими преступления в результате: а) чрезмерной самонадеянности; б) сильного душевного волнения и в ответ на неправильные действия других лиц; в) повышенной ситуативной дезадаптации.

Другим основанием для типологизации автор считает дифференциацию преступников по глубине, стойкости и злостности асоциальности. По степени асоциальности А.Г.Ковалев делит преступников на случайных, ситуационных, неустойчивых, злостных и особо опасных. Представляет интерес классификация личности рецидивистов на: неадекватных, зависимых; асоциальных, или субкультурных; компульсивных; импульсивных.

Наиболее распространенный тип - неадекватный, зависимый рецидивист, постоянно совершающий мелкие правонарушения. Его часто арестовывают за пьянство, бродяжничество, мелкие кражи и т.п. К пятидесяти годам такие лица, как правило, имеют свыше ста задержаний и арестов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Проблемы психологической готовночти ребёнка к школе на совр.этапе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подгото ...

Анализ результатов исследования взаимосвязи свойств темперамента и межличностных отношений в группе младших школьников
В соответствии с выдвинутой гипотезой о существовании взаимосвязи между экстраверсией – интроверсией и межличностными отношениями в классном коллективе была проведена математическая обработка полученных данных по формуле ранговой корреляции Спирмена. Таблица 3.6. Показатели коэффициента корреляции между экстраверсией - интроверсией и м ...

Свойства темперамента.
К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют со­бой динамические аспекты всех его видов деятельности, харак­теризуют особенности протекания психических процессов, име­ют более или менее устойчивый характер, сохраняются в тече­ние длительного времени, проявляясь вскоре после ...