Информация » Профессиональные качества личности и их значение » Психотехнологии воспитания социально и профессионально значимых качеств

Психотехнологии воспитания социально и профессионально значимых качеств
Страница 2

принятие личностью ответственности за свое социальное и профессиональное становление.

Ведущей детерминантой личностного развития является, как отмечал С.Л. Рубинштейн, самодеятельность. Исходя из этого, актуальным становится развитие различных форм ученического и студенческого самоуправления.

Итак, для того чтобы развить, сформировать качества, поведение, востребованные профессиональными технологиями, нужно вовлечь учащегося в разнообразные личностнообразующие виды деятельности и стимулировать их переход в самодеятельность. Каким образом можно реализовать это концептуальное положение?

Исходным документом является профессиограмма специалиста. В ней отражены основные функциональные компоненты личности будущего специалиста, раскрывающие ее динамические процессуально-содержательные характеристики. Она включает оптимальный корпус знаний, умений и навыков, характеристику практической деятельности специалиста, социально-профессиональные ценности и профессионально важные качества. Профессиограмма, являющаяся модельным отражением профессионального будущего учащегося, позволяет управлять социально-профессиональным воспитанием, психологически компетентно организовывать профессионально-образовательный процесс, планировать и осуществлять внеучебную деятельность, а также диагностировать и оценивать качество воспитания. На ее основе разрабатывается программа профессионального воспитания.

Структура программы:

цели и задачи профессионального воспитания;

основные направления воспитания:

социально-профессиональное;

функционально-профессиональное;

специально ориентированное;

краткая характеристика состава профессионально важных качеств и профессионально ориентированных форм поведения;

воспитательные функции каждого цикла учебных дисциплин;

личностно ориентированные технологии профессионального воспитания;

9) мониторинг профессионального развития;

10) коррекция профессионального становления.

Представляется оправданным введение в учебные планы образовательных учреждений специального личностно-образующего блока дисциплин. Это, несомненно, усилит профессиональное воспитание обучаемых, будет способствовать их социально профессиональному самоопределению, самоорганизации, само воспитанию и самореализации.

Центр тяжести реализации предлагаемой парадигмы воспитания - образовательно-профессиональный процесс. Содержании образования и технологии обучения должны быть личностно ориентированы. Важное значение имеют профессиональная позиция, социально-психологическая компетентность педагогов, уровень выраженности у них профессионально важных качеств, таких профессиональных черт, которые обусловливают авторитет личности. Ведь воспитание прекращается с утратой авторитета педагога.

В качестве вывода приведем основные положения парадигмы профессионального воспитания специалистов.

Профессиограмма

Цели и задачи воспитания

Социально и профессионально важные качества и формы поведения специалиста

Социальное и профессиональное самоопределение

Средства профессионального воспитания

Мотивирующие и личностно ориентированные дисциплины

Развивающие технологии обучения

Социокультурные технологии воспитания

Личностно ориентированная учебно-профессиональная среда

Оценка результативности воспитания

Мониторинг профессионального развития

Развитие аутокомпетентности

Коррекция профессионального становления

Психолого-педагогический консилиум

Психотехнологии коррекции акцентуаций и оказания помощи в самореализации личности

Важной составляющей любой социально значимой деятельности является оценка ее эффективности. При разработке оценочной системы действенности воспитательной работы руководствуются следующими требованиями:

оценка не должна зависеть от чьего-либо индивидуального мнения, т.е. должна быть объективной;

оценка должна обеспечивать прогноз социально-профессионального становления личности;

критерии оценивания и процесс диагностики должны быть понятны и доступны всем субъектам воспитательного процесса.

В основу разработки системы оценки действенности воспитательного процесса положена профессиограмма молодого специалиста. В ней выделены подструктуры, которые опредeляют уровни подготовленности, воспитанности и развитости личности. Это разделение весьма условно. Все подструктуры личности проявляются в режиме функционирования.

Основываясь на данных подходах, выделяют следующие критерии оценки воспитательной работы:

деятелъностная подструктура, учебно-познавательная мотивация, удовлетворенность учебой, организация учебно-пространственной среды, возможности для самореализации в учебно-научной работе;

профессионально ориентированная подструктура: профессиональная мотивация, профессиональная идентификация, перспективы трудоустройства, супервизорство выпускников;

Страницы: 1 2 3


Экзистенциальные потребности
Кроме отделения от природы и изоляции от окружающих на развитие личности влияют так называемые «экзистенциальные потребности». Это не рефлексы и не инстинкты, экзистенциальные потребности – отдельная часть личности каждого человека и своеобразная основа дихотомии свобода – безопасность. 1. Потребность в коммуникации. Людям необходимо п ...

Основные теории
Теория поля К. Левина. Протекание действия целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Поле охватывает факторы внешнего (окружения), так и внутренней (субъективной) ситуации. Характеристика поля, по Левину: · анализ поведения должен исходить из общей ситуации (включается широй круг явлений) ...

Совладающее поведение в экстремальных ситуациях
При обязательном построении внутренней прогностической модели своей деятельности субъект предвидит и вероятностно оценивает возможность возникновения разного рода нежелательных обстоятельств, характер их отрицательных влияний на его деятельность и реальную угрозу, которую они могут для нее представлять. В профессиях, сопряженных с риско ...