Психотехнологии воспитания социально и профессионально
значимых качествСтраница 2
принятие личностью ответственности за свое социальное и профессиональное становление.
Ведущей детерминантой личностного развития является, как отмечал С.Л. Рубинштейн, самодеятельность. Исходя из этого, актуальным становится развитие различных форм ученического и студенческого самоуправления.
Итак, для того чтобы развить, сформировать качества, поведение, востребованные профессиональными технологиями, нужно вовлечь учащегося в разнообразные личностнообразующие виды деятельности и стимулировать их переход в самодеятельность. Каким образом можно реализовать это концептуальное положение?
Исходным документом является профессиограмма специалиста. В ней отражены основные функциональные компоненты личности будущего специалиста, раскрывающие ее динамические процессуально-содержательные характеристики. Она включает оптимальный корпус знаний, умений и навыков, характеристику практической деятельности специалиста, социально-профессиональные ценности и профессионально важные качества. Профессиограмма, являющаяся модельным отражением профессионального будущего учащегося, позволяет управлять социально-профессиональным воспитанием, психологически компетентно организовывать профессионально-образовательный процесс, планировать и осуществлять внеучебную деятельность, а также диагностировать и оценивать качество воспитания. На ее основе разрабатывается программа профессионального воспитания.
Структура программы:
цели и задачи профессионального воспитания;
основные направления воспитания:
социально-профессиональное;
функционально-профессиональное;
специально ориентированное;
краткая характеристика состава профессионально важных качеств и профессионально ориентированных форм поведения;
воспитательные функции каждого цикла учебных дисциплин;
личностно ориентированные технологии профессионального воспитания;
9) мониторинг профессионального развития;
10) коррекция профессионального становления.
Представляется оправданным введение в учебные планы образовательных учреждений специального личностно-образующего блока дисциплин. Это, несомненно, усилит профессиональное воспитание обучаемых, будет способствовать их социально профессиональному самоопределению, самоорганизации, само воспитанию и самореализации.
Центр тяжести реализации предлагаемой парадигмы воспитания - образовательно-профессиональный процесс. Содержании образования и технологии обучения должны быть личностно ориентированы. Важное значение имеют профессиональная позиция, социально-психологическая компетентность педагогов, уровень выраженности у них профессионально важных качеств, таких профессиональных черт, которые обусловливают авторитет личности. Ведь воспитание прекращается с утратой авторитета педагога.
В качестве вывода приведем основные положения парадигмы профессионального воспитания специалистов.
Профессиограмма
Цели и задачи воспитания
Социально и профессионально важные качества и формы поведения специалиста
Социальное и профессиональное самоопределение
Средства профессионального воспитания
Мотивирующие и личностно ориентированные дисциплины
Развивающие технологии обучения
Социокультурные технологии воспитания
Личностно ориентированная учебно-профессиональная среда
Оценка результативности воспитания
Мониторинг профессионального развития
Развитие аутокомпетентности
Коррекция профессионального становления
Психолого-педагогический консилиум
Психотехнологии коррекции акцентуаций и оказания помощи в самореализации личности
Важной составляющей любой социально значимой деятельности является оценка ее эффективности. При разработке оценочной системы действенности воспитательной работы руководствуются следующими требованиями:
оценка не должна зависеть от чьего-либо индивидуального мнения, т.е. должна быть объективной;
оценка должна обеспечивать прогноз социально-профессионального становления личности;
критерии оценивания и процесс диагностики должны быть понятны и доступны всем субъектам воспитательного процесса.
В основу разработки системы оценки действенности воспитательного процесса положена профессиограмма молодого специалиста. В ней выделены подструктуры, которые опредeляют уровни подготовленности, воспитанности и развитости личности. Это разделение весьма условно. Все подструктуры личности проявляются в режиме функционирования.
Основываясь на данных подходах, выделяют следующие критерии оценки воспитательной работы:
деятелъностная подструктура, учебно-познавательная мотивация, удовлетворенность учебой, организация учебно-пространственной среды, возможности для самореализации в учебно-научной работе;
профессионально ориентированная подструктура: профессиональная мотивация, профессиональная идентификация, перспективы трудоустройства, супервизорство выпускников;
Контроль через наказание
Скиннер считал, что поведение человека контролируется в основном не позитивными, а негативными (аверсивными) стимулами. Типичный пример аверсивного стимула – наказание, или негативное подкрепление.
Наказание. Термин наказание относится к любому аверсивному стимулу или явлению, которое следует или которое зависит от какой-то аверсивной ...
Сущность психологического воздействия
Психологическое воздействие
— социально-психологическая активность одних людей, осуществляемая в различных формах и различными средствами, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических характеристик, личности (ее взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентации, настроений, мотивов, установок, а стереотип ...
Порядковый счет
Мальчики: первый, второй, третий . Девочки: первая, вторая, третья . Окно: первое, второе, третье .
Особое внимание обратите на числительные среднего рода, так как oни чаще всего неправильно употребляются детьми. ...