Определение и типы конфликта
Страница 2

Современная психология определяет конфликт, как «острое столкновение противоположных позиций в процессе взаимодействия людей». Это наиболее общее определение из всех имеющихся. Абсолютно любой конфликт «подпадает» под это определение.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. Потребность в выражении своих мнений и идей особенно актуальна в старшем школьном возрасте. В возможности иметь и выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решений и заключается позитивный смысл конфликта. Некоторые конфликты могут способствовать развитию взаимоотношений и принятию обоснованных решений, также конфликты называют функциональными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными. Так, что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться ими правильно управлять. Для этого надо понимать их причины, уметь их анализировать.

Приспособление личности к деятельности — состояние динамического неустойчивого равновесия. В процессе деятельности равновесие это постоянно нарушается. Если при этом возникает состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающегося в обострении существовавших ранее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психологическое состояние обозначается как психологический конфликт.

В психологическом конфликте нарушение приспособления личности к деятельности приобретает длительный и острый характер. Не всякое нарушение приспособления личности к деятельности связано с психологическим конфликтом. Психологический конфликт возникает лишь при определенных специфических условиях. Условия эти одновременно внешние и внутренние.

Внешние условия конфликта в основном сводятся к тому, что удовлетворение каких-то глубоких и активных мотивов и отношений личности или становится вовсе невозможным, или становится под угрозу. Внешние условия конфликта в жизни любого человека, в любом обществе возникают с неизбежной необходимостью. Во-первых, уже в силу борьбы с природой возникает неизбежные трудности и препятствия для удовлетворения мотивов и отношений личности. Во-вторых, удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов. Этот вечный рост и развитие не удовлетворенных еще мотивов необходимое условие общественного развития. Одним из наиболее важных внешних источников конфликтов является то, что общественная жизнь с необходимостью требует подавления или ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких и активных, как например, стремление к сохранению жизни. Поэтому, хотя содержание и характер внешних условий конфликта очень различны в зависимости от общеисторических и биографических условий, их возникновение неизбежно и необходимо.

Однако, сами по себе взятые, все перечисленные внешние условия, препятствующие удовлетворению мотивов и отношений личности недостаточны для возникновения психологического конфликта. Даже смертельная опасность может не быть источником психологического конфликта. Психологический конфликт возникает только тогда, когда эти внешние условия порождают определенные внутренние условия.

Внутренние условия психологического конфликта сводятся к противоречию между различными мотивами и отношениями личности, например, долга и личных интересов, или к противоречию между возможностями и стремлениями личности. Точно также трудности и препятствия при удовлетворении мотивов вызывает конфликт лишь в том случае, если эти трудности порождают какие-либо новые противоположные мотивы. Точно также и общественные запреты вызывают психологический конфликт только тогда, когда они осознаются как должные, справедливые, необходимые. Итак, мы выявили условия возникновения конфликтов, но не обратили внимания на признаки конфликта. А ведь только зная эти признаки, мы сможем определить: есть в нашем коллективе, семье или в душе конфликт или нет.(7)

Страницы: 1 2 3 4 5


Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации воспитанников интернатных учреждений. Методическое обеспечение исследования.
Базой нашего исследования стала ОГОУ «Пятницкая общеобразовательная школа-интернат среднего общего образования». В исследовании приняли участие воспитанники в возрасте 14-18 лет учащиеся 8-11 классов в количестве 15 человек. Для диагностики выраженности качеств, способствующих успешной адаптации нами были использованы следующие методики ...

Экспериментальные исследования особенностей самосознания старших подростков. Методика проведения исследования
Для проведения исследования были выбраны экспериментальные методы, отвечающие его целям и задачам. Проводилось эксперимент в двух возрастных группах: 1 группа в возрасте 10-12 лет и 2 группа в возрасте 14-15 лет в г.Донской Тульской области, в средней школе № 6. Количество детей в каждой группе 10 человек. После получения результатов бы ...

Понятие творческого мышления
Творческие способности, в отличие от специальных способностей, определяющих успешность в конкретных видах деятельности, проявляются в любой деятельности в том специфическом стиле ее выполнения, который может быть назван творческим. Для творческого стиля на всех уровнях деятельности характерны, прежде всего, самостоятельная постановка п ...