Специфика отечественных исследований в области психологии
полаСтраница 1
До начала 1990-х годов гендерная проблематика в отечественной психологии не развивалась, а работ на которые могли бы опираться исследователи гендерных проблем в психологии, было опубликовано крайне мало.
Можно выделить следующие этапы в развитии отечественной психологии пола:
1. Дискуссии о психологических проблемах межполовых отношений в первой половине 20 столетия.
1. Развитие психологии пола во второй половине 20 века (60–80 гг.).
2. Психология пола в 90-е года 20 столетия.
В начале XX столетия психология пола и межполовых отношений в России не исследовалась, поскольку психологическая наука в нашей стране проходила этап становления, который сопровождался научными и организационными преобразованиями, зачастую в ущерб науке.
Проблемы пола обсуждались в работах таких отечественных философов, как В. Соловьёв, С. Булгаков, Н. Бердяев, В. Розанов[35, С. 446]. Общим для всех этих работ является противопоставление психологических качеств мужчин и женщин.
О.А. Воронина
[12, С. 11] подчёркивает глубинно патриархальные основы русской философии пола.
Таким образом, очевидно, что и философские представления, противопоставляя понятия «мужское» и «женское» отражают принцип дифференциации и поляризации полов.
В постреволюционный период проблемы психологии пола тоже не занимали ведущего места среди исследовательских интересов учёных. Наиболее актуальными для общественной и научной мысли в то время были такие близкие по тематике проблемы как «женский вопрос» и «половой вопрос». Советская Россия была первым
государством в мире, провозгласившим в Конституции 1918 года юридическое равноправие
мужчин и женщин во всех сферах социальной жизни.
В 20-е годы дискуссии о воспитании полов не привели к желаемому результату. В последующие годы проводилась политика установления тотального контроля над личностью, её деиндивидуализация, отрицание и подавление сексуальности. В таких условиях, конечно, не могла развиваться не только психология пола, но и другие личностно-ориентированные научные области знания.
Как заметил И.С. Кон
[24, С. 769], второй период развития психологии пола, можно определить, как период «бесполого сексизма».
Несмотря на тщательное избегание изучения учёными-психологами проблем пола и межполовых отношений, всё же в конце 60-х и 70-е годы стали появляться единичные публикации, посвящённые проблемам психологии пола.
В работах Б.Г. Ананьева
[3, С. 67], Н.А. Розе, Г.И. Акинщиковой, Е.И. Степановой
[25, С. 24] – рассматривались половые различия в психофизиологической сфере.
Благодаря основополагающим и обобщающим работам Б.Г. Ананьева и И.С. Кона были определены приоритетные направления исследований в области психологии пола [35, С. 448]. Это систематические и комплексные исследования половых различий и половых ролей, включающие изучение:
1. дифференциально-психологических характеристик представителей полов в возрастной динамике.
2. Функциональных закономерностей дифференциации половых ролей в отдельно взятой сфере деятельности на социальном, межличностном и интериндивидуальном уровне.
3. Полоролевых стереотипов в исторической перспективе и в связи с изменениями форм социализации.
Как нужно повторять?
К 5—6 годам значение приема «повторения» как способа запоминания дети могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обучение этому приему значительно расширяет возможности и эффективность его использования. В частности, важно научить малыша распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их ...
Выготский Лев Семенович (1896-1934)
Лев Семенович Выготский родился 5 ноября 1896 г. в городе Орша. Год спустя семья Выготских переехала в Гомель. Именно в этом городе Лев закончил школу и сделал свои первые шаги в науке. Еще в гимназические годы Выготский прочел книгу А.А. Потебни Мысль и язык, которая пробудила у него интерес к психологии - области, в которой ему предст ...
Психологические характеристики группы риска
В группу риска входят разные слои населения, люди с различным уровнем жизни, семейным положением. Самоубийства могут быть непосредственно связаны с социальными причинами, примером может послужить тот случай, когда общественное положение какой-либо группы людей или конкретного индивида по независимым от них причинам настолько тяжело и не ...