Информация » Особенности гендерных стереотипов в современном обществе » Специфика отечественных исследований в области психологии пола

Специфика отечественных исследований в области психологии пола
Страница 3

Особую группу составляют научные работы, посвящённые изучению проблем мужчин иженщин в семейной жизни. Так, М.Ю. Арутюнян [4, С. 25] изучала отношения между супругами в зависимости от характера распределения ролей в семье, Ю.Е. Алёшина и Е.В. Лекторская [2, С. 45] провели исследование, направленное на выявление закономерностей возникновения и протекания ролевого конфликта у работающих женщин, Ю.Е. Алёшина и А.С. Волович [36, С. 17] изучали влияние моделей поведения родителей на формирование полоспецифичного поведения детей.

В рассматриваемый период большинству отечественных психологов не были известны адекватные концепции для анализа проблем половой дифференциации. Широкое распространение получила в научной среде биологическая теория полового диморфизма В.А. Геодакана [14, С. 55], которая психологами трактовалась как доказательство врождённости и неустранимости всех наблюдаемых половых различий. В этой концепции в общем виде воспроизводится функционалистический, полоролевой подход к трактовке социальных ролей женщин и мужчин в обществе.

В целом, можно отметить, что в анализируемый период исследования проблемы психологии пола стали проводиться чаще, в предыдущие десятилетия; учёными был накоплен определённый фактический материал (преимущественно по психологии половых различий), на который в дальнейшем специалисты могли опираться в решении новых задач.

Третий этап

развития психологии пола (90-е годы 20 века).

В предыдущие десятилетия психология пола развивалась как научная область очень слабо, что было связано с доминирующими в обществе установками на единообразие, унификацию личности в разных её проявлениях, негласным партийным запретом на научные темы, касающиеся пола и секса.

Начиная с 90-х годов ситуация в обществе изменилась, проблемы психологии волновали многих, люди были готовы покупать и читать популярную и научную литературу, посвящённую проблемам психологии.

Большое количество популярной литературы по различным аспектам психологии, позволяет её классифицировать по 3 направлениям.

К первому направлению

относится популярные издания, в которых предлагается информация о женской и мужской психологии и примитивные рекомендации по урегулированию сложных проблем во взаимоотношениях мужчин и женщин.

Второе направление

объединяет многочисленные психологические энциклопедии для мужчин и женщин.

К третьему направлению

относится совсем небольшая часть исследований, направленных на оказание психологической помощи мужчинам и женщинам в осмыслении их гендерных стереотипов, которые мешают их личностному росту, саморазвитию, самореализации в профессиональной и семейной сферах.

Таким образом

, можно отметить, что всплеск недостаточно профессиональной литературы о психологических проблемах полов показал острую необходимость научной разработки данных проблем, весьма значимых для различных социальных групп населения.

Ценным является обращение к изучению таких аспектов психологии пола, которые ранее не изучались: глубоких и сложных психологических структур, таких как: Я-концепция, морально-этические установки, половая идентичность. Примером могут служить работы С.И. Кудинова, В.В. Романова, Б.И. Хасан и Ю.А. Тюменевой [35, С. 480].

Страницы: 1 2 3 4


Агрессия как самоутверждение
Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Речь идет о прямом значении слова "агрессия": в буквальном смысле корень aggredi происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad —"на"), т. е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать". Aggredi ...

Ананьев Борис Герасимович (1907-1972)
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы, он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся ...

Как нужно повторять?
К 5—6 годам значение приема «повторения» как способа запоминания дети могут осознать и сами, без помощи взрослых. Однако организованное обучение этому приему значительно расширяет возможности и эффективность его использования. В частности, важно научить малыша распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их ...