Информация » Особенности гендерных стереотипов в современном обществе » Специфика отечественных исследований в области психологии пола

Специфика отечественных исследований в области психологии пола
Страница 2

4. Взаимозависимости интернализированных половых ролей и соответствующего поведения личности и её дифференциально-психологических и социальных характеристик.

В 80-е годы количество работ, посвящённых вопросам психологии, стало увеличиваться. Данные работы можно разделить на 2 группы. К первой группе можно отнести исследования, где результаты о различиях в поведении и психологических характеристик между людьми разного пола не являлись главной целью исследований и были получены как дополнительные факты в контексте решения других научных проблем (неспециализированные исследования). Вторая группа исследований межполовых взаимодействий – это работы, которые изначально были ориентированы на решение каких-либо проблем психологии пола (специализированные исследования).

Среди наиболее интересных работ первой группы можно выделить исследования В.С. Агеева

[3, С. 34], направленное на поиск межкультурных различий в процессе восприятия человеком человека, Т.А. Репиной

[38, С. 17], изучавшей свободное общение дошкольников друг с другом, Н.Я. Приваловай

[36, С. 18], направленное на изучение структуры понимания школьниками личности своих родителей, В.В. Абраменковой

[1, С. 73], исследовавшей полоролевую дифференциацию в семье в представлениях дошкольников.

В представленных исследованиях выявляемые психологические различия между людьми разного пола либо совсем не объяснялись, поскольку исследования были ориентированны на другие цели. Либо признавались природными, биологическими различиями полов.

Ко второй группе (специализированные работы) можно отнести исследования В.В. Абраменковой

[1, С. 74], В.Е. Кагана

[18, С. 55], Я.Л. Коломинского

и М.Х. Мелтас, И.И. Лунина

[35, C.456], Т.И. Юферевой.

работа В.В. Абраменковой [1, С. 71] посвящена изучению половой дифференциации в межличностных установках в группах детей. В.Е. Каган исследовал полоролевые установки и стереотипы мужественности-женственности – у подростков, И.И. Лунин изучал культурно-исторические аспекты психологии пола, а Т.И. Юферева – образы мужчин и женщин в сознании подростков. В указанных работах были получены результаты о различиях в психологических характеристиках и особенностях поведения детей и подростков разного пола, однако причины половых различий, как правило, объяснялись стереотипами маскулинности-фемининности, доминирующими в общественном сознании, а также исторически сложившимися формами взаимодействия мужчин и женщин.

В.В. Абраменкова [1, С. 70] подчёркивает, что подлинной причиной обнаруженных различий является не половая принадлежность, взятая сама по себе, а те различия в социальном статусе и полоролевой позиции, которые заданы исторически сложившимися в культуре формами взаимоотношений у мужчин и женщин, нашедшие своё отражение в поведении современных детей.

Г.М. Бреслав и Б.Г. Хасан [3, С. 65], утверждающие мужское преимущество, как и В.П. Багрунов [5, С. 35], подчёркивают, что в силу биологических и психологических свойств женщина является более конформной и внушаемой, чем мужчина.

Е. Маккоби и К. Джаклин [35, С. 478], отмечают, что никакой стереотип полоролевого общения так не прочен, как стереотип, что женщины зависимы.

Страницы: 1 2 3 4


Исследование индивидуально-личностных характеристик
Второй задачей нашего экспериментального исследования было определение индивидуально-личностных характеристик среди испытуемых врачей, для определения психологического портрета врача, с этой целью нами был использован Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла, форма С. Так, в ходе исследования были получены данные, которые предста ...

Виды влияния в психологическом воздействии
Влияние в психологическом воздействии — осуществление своих функций субъектом воздействия, его деятельность, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности объекта, его сознания и поведения. Индивидуально-специфическое влияние лица, осуществляющего психологическое воздействие, заключается в передаче (или навязывании) ...

Гендер как социальная категория
Гендер – одна из базовых характеристик личности, обуславливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик, отмечает Д. Майерс [26, С. 257]: 1. биологический пол, 2. гендерные стереотипы, 3. гендерные нормы, 4. гендерная идентичность. Важной сос ...