Информация » Особенности гендерных стереотипов в современном обществе » Специфика отечественных исследований в области психологии пола

Специфика отечественных исследований в области психологии пола
Страница 2

4. Взаимозависимости интернализированных половых ролей и соответствующего поведения личности и её дифференциально-психологических и социальных характеристик.

В 80-е годы количество работ, посвящённых вопросам психологии, стало увеличиваться. Данные работы можно разделить на 2 группы. К первой группе можно отнести исследования, где результаты о различиях в поведении и психологических характеристик между людьми разного пола не являлись главной целью исследований и были получены как дополнительные факты в контексте решения других научных проблем (неспециализированные исследования). Вторая группа исследований межполовых взаимодействий – это работы, которые изначально были ориентированы на решение каких-либо проблем психологии пола (специализированные исследования).

Среди наиболее интересных работ первой группы можно выделить исследования В.С. Агеева

[3, С. 34], направленное на поиск межкультурных различий в процессе восприятия человеком человека, Т.А. Репиной

[38, С. 17], изучавшей свободное общение дошкольников друг с другом, Н.Я. Приваловай

[36, С. 18], направленное на изучение структуры понимания школьниками личности своих родителей, В.В. Абраменковой

[1, С. 73], исследовавшей полоролевую дифференциацию в семье в представлениях дошкольников.

В представленных исследованиях выявляемые психологические различия между людьми разного пола либо совсем не объяснялись, поскольку исследования были ориентированны на другие цели. Либо признавались природными, биологическими различиями полов.

Ко второй группе (специализированные работы) можно отнести исследования В.В. Абраменковой

[1, С. 74], В.Е. Кагана

[18, С. 55], Я.Л. Коломинского

и М.Х. Мелтас, И.И. Лунина

[35, C.456], Т.И. Юферевой.

работа В.В. Абраменковой [1, С. 71] посвящена изучению половой дифференциации в межличностных установках в группах детей. В.Е. Каган исследовал полоролевые установки и стереотипы мужественности-женственности – у подростков, И.И. Лунин изучал культурно-исторические аспекты психологии пола, а Т.И. Юферева – образы мужчин и женщин в сознании подростков. В указанных работах были получены результаты о различиях в психологических характеристиках и особенностях поведения детей и подростков разного пола, однако причины половых различий, как правило, объяснялись стереотипами маскулинности-фемининности, доминирующими в общественном сознании, а также исторически сложившимися формами взаимодействия мужчин и женщин.

В.В. Абраменкова [1, С. 70] подчёркивает, что подлинной причиной обнаруженных различий является не половая принадлежность, взятая сама по себе, а те различия в социальном статусе и полоролевой позиции, которые заданы исторически сложившимися в культуре формами взаимоотношений у мужчин и женщин, нашедшие своё отражение в поведении современных детей.

Г.М. Бреслав и Б.Г. Хасан [3, С. 65], утверждающие мужское преимущество, как и В.П. Багрунов [5, С. 35], подчёркивают, что в силу биологических и психологических свойств женщина является более конформной и внушаемой, чем мужчина.

Е. Маккоби и К. Джаклин [35, С. 478], отмечают, что никакой стереотип полоролевого общения так не прочен, как стереотип, что женщины зависимы.

Страницы: 1 2 3 4


Обучение мнемическому приему «смысловое соотнесение»
Как и в случае с «группировкой», обучение мнемическому приему «смысловое соотнесение» следует начинать только тогда, когда ребенок овладеет смысловым соотнесением как мыслительным действием. Начать нужно с того, чтобы научить малыша использовать одни картинки для запоминания других. Сделать это можно так. Показываются ему сначала 5 «осн ...

Психокоррекционная программа по коррекции акцентуаций характера у подростков
Пояснительная записка: данная программа была разработана как форма активного воздействия, целью которого является коррекция акцентуаций характера у подростков. Задачами программы являются: • развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; • развитие способности к самоанализу, самопознанию; • повышение с ...

Обзор литературного по проблеме социального доминирования и ролевой структуры семьи. Динамика ролевой структуры семьи в истории
Примеры существования и развития различных систем семейных отношений мы можем наблюдать в исторической и культурной перспективе. В.Н.Дружинин рассматривает языческую культуру, как пример традиционной системы отношений, где антропоморфные боги имели мужской или женский пол, а иногда – оба сразу. Самые древние религии характеризуются дом ...