Основные теории, концепции и методы исследований гендерных
характеристикСтраница 3
Концепция инграциации (Р. Лайден, Т. Митчелл) связана с концепцией токенизма. Своё неблагоприятное положение в группе токены могут компенсировать используя впечатляющий менеджмент – способ влияния на людей с помощью слов, действий и взглядов [25, С. 30].
Статусная теория (или теория ранговых ожиданий) созданная Дж. Бергером, имеет много приверженцев: М. Локхид, К. Холл, Л. Карли, Б. Меккер, Э. Игли. Согласно этой теории, поведение человека в деловых ситуациях в малых группах объясняется его статусом в больших группах и в обществе в целом: поскольку статус в обществе неравен для разных полов или рас, то и в деловом мире мужчина, согласно стереотипам, изначально воспринимается как высокостатусный, а женщина – как низкостатусный индивид [7, С. 17–45].
Как отмечает К. Хорни [45, С. 82], эта теория учитывает стереотипы в отношении мужчин и женщин, однако не объясняет их различия в социальном поведении за пределами деловых групп и некоторые другие факты, в частности то, почему женщины демонстрируют более социо-эмоциональное поведение в чисто женских группах по сравнению со смешанными по полу.
Наиболее перспективными в гендерной психологии лидерства являются гендерно-ролевая и статусная теории, однако следует отметить, что ни один из подходов не объясняет всех существующих экспериментальных фактов.
На основании всего выше изложенного можно сделать выводы, что на современном этапе развития психологической науки не существует всеобъемлющей теории, которая бы годилась для объяснения всех многочисленных эмпирических фактов, полученных в гендерной психологии.
В начале ХХ века в гендерной психологии были предприняты попытки систематизировать научные исследования и методы в более стройную концепцию, что привело к определению основных методов изучения гендерных характеристик:
1. Грубая индукция.
2. Эксперимент.
3. Дедукция.
4. Биографический метод.
5. Анкетирование.
В рамках метода грубой индукции
анализировались расхожие житейские высказывания о мужчинах и женщинах, полученные, как правило от знакомых исследователя. Но надёжность результатов, основанных на мнениях испытуемых, как правило невелика: дело в том, что у большинства из них существует имплицитная гендерная теория о половых различиях, характеристиках женщин и мужчин. Используя метод дедукции
достижения общей психологии и установленные в ней закономерности применялись к испытуемым с учётом их пола. При этом существовала опасность, что не будут учтены те или иные специфические особенности (в частности, женщин), так как заранее предполагалось, что все испытуемые похожи друг на друга, т.е. подчиняются общим закономерностям. Особенно часто этот метод использовали французские исследователи. И в современной гендерной психологии результаты могут искажаться из-за того, что к примеру изучая женщин-испытуемых, учёные применяют методики, которые оправдали своё на испытуемых мужчинах. Биографический же метод
использовался для анализа выдающихся исторических деятелей, однако возможности его применения к женщинам ограничены, так как, во-первых, среди женщин мало широко известных исторических личностей, во-вторых, исторические роли мужчин и женщин освещены неравномерно и, в-третьих, различия между знаменитыми и незнаменитыми мужчинами неодинаковы в силу того, что женщине труднее добиться известности, чем мужчине.
В настоящее время
в гендерной психологии используется весь арсенал психологических методов: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, тестирование, моделирование. Однако не все методики пригодны для изучения гендерной проблематики. При сравнении эффективности решения задач мужчинами и женщинами необходимо применять такие задачки, которые были бы сформулированы на языке, понятном и удобном для обоих полов, были бы интересны и мужчинам и женщинам. Если эти особенности не учитываются, это может привести к искажению результатов. Важным также является пол экспериментатора.
Необходима гендерная экспертиза психологических методик для оценки их пригодности при изучении обоих полов. Некоторые методики необходимо адаптировать специально для изучения определённых проблем (например, состояние женщин во время беременности и после родов, во время менструального цикла и т.п.).
Наиболее широко применяющиеся методики в гендерной психологии, направлены на изучение гендерных различий по личностным характеристикам и социальному поведению, это:
Развитие навыков учебной деятельности
Чтобы успешно учиться, ребенку нужны определенные умения и навыки (автоматизированные способы выполнения действий). Различают специфические навыки и умения, необходимые на определенных уроках (сложение, вычитание, чтение, письмо, рисование и т.д.) и обобщенные умения, которые нужны на любых уроках или занятиях. В полной мере эти умения ...
Понятие о восприятии
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восп ...
Невербальное общение в процессе беседы
Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Невербальное общение содержит достаточно элементов, которые позволяют убедиться в достоверности того, что сказано словами.Понима ...