Информация » Особенности гендерных стереотипов в современном обществе » Основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик

Основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик
Страница 1

В гендерной психологии можно выделить 6 больших разделов, изучающих гендерные характеристики:

1.

Психология сравнения мужчин и женщин

Ранее этот раздел носил разные названия: половой диморфизм, половой дипсихизм, половые различия, гендерные различия. Цель – сравнение мальчиков и девочек по разным параметрам, устанавливая не только различия, но и сходства, для установления своеобразия полов, специфических особенностей мужчин и женщин.

Все концепции этого направления, объясняющие различия между полами можно разделить на две большие категории: биологические и социальные.

Биологический подход

исходит из того, что различия между мужчинами и женщинами объясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врождёнными особенностями конституции.

К этому же подходу можно отнести и эволюционную концепцию дифференциации полов В.А. Геодакяна [14, С. 51–63]. Мужской пол играет главную роль в изменении, а женский – в сохранении популяции; в онтогенезе – женский пол более пластичен, а мужской более ригиден. Эту концепцию в своих исследованиях подтвердили В.К. Фёдорова, Ю.Г. Трошихина и В.П. Багрунов. Однако И.С. Клецкина [35, С. 476] считает, что неправомерно прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение. Но, несмотря на критику, концепция В.А. Геодакяна является одной из наиболее популярных в отечественной психологи.

Социокультурный подход

предполагает, что различия между полами формируются обществом.

Одна из наиболее известных в этом подходе – теория социальных ролей Эллис Игли [44, С. 76]. Суть заключается в том, что для того, чтобы быть принятым обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтно своей гендерной роли, т.е. совокупности стереотипных ожиданий, которые общество предъявляет данному индивиду как представителю определённого пола. Согласно модели артефакта, разрабатываемой А. Фейнгольдом [46, С. 61], гендерные стереотипы заставляют индивида рассматривать свои личностные характеристики как более или менее социально желательные и стремиться отобразить свою личность благоприятным образом.

Несмотря на разделение концепции на чётко биологические и социальные, во многих случаях различия между полами объясняются сочетанием биологических и социальных факторов.

2.

Психология женщины

Эта отрасль науки изучает те особенности психики и поведения женщин, которые не стали предметом первого раздела. Однако традиция изучать женщин и мужчин в сравнении делает границы между обоими разделами чрезвычайно размытой. Специфическим предметом исследования данной отрасли являются психологические особенности, связанные с женской физиологией. Здесь изучаются психическое состояние женщины во время менструального цикла, дефлорации, беременности, родов, климакса, а также проблема материнства, женской занятости и безработицы, женского девиантного поведения.

Наиболее известными концепциями в данной области являются – теории Нэнси Ходоров и Кэрол Гиллиган [21, С. 20–23].

Нэнси Ходоров посвятила свою концепцию материнств. По её мнению, его назначение – подготовка мальчиков и девочек к их гендерным ролям в обществе и экономике. В итоге девочка готовится к миру материнства и семьи (материнство продуцирует само себя), а мальчик становится мужчиной, который обесценивает женщину и ориентирует себя на внешний мир.

Кэрол Гиллиган утверждала, что женщины отличаются от мужчин по отношению к морали, принятой в обществе. Для женщины более важны взаимоотношения с людьми, мужчины же рассматривают моральные суждения с позиции законов и непредвзятости. Её положения легли в основу и других теорий – в частности, о независимой и взаимозависимой Я-концепциях Кросс и Мэдсон [25, С28].

Данную концепцию критиковали за то, что она не учитывала многие данные об отсутствии половых различий по моральным суждениям.

3. Психология мужчины

Разработанность данного раздела ещё более мала чем разработанность психологии женщины. Здесь изучаются те особенности психики, которых нет у женщин. В основном существующие гипотезы рассматривают сущность маскулинности.

Биологические гипотезы объясняют преимущество мальчиков и мужчин мужскими гормонами. Психоанализ рассматривает формирование мужской идентичности как процесс отделения от матери, который сопровождается мизогинией, эмоциональным отчуждением своего мужского превосходства, гордостью своей анатомией.

Страницы: 1 2 3 4 5


Исследование по определению уровня самоактуализации
Наше исследование также предполагало диагностику уровня самоактуализации среди испытуемых врачей, для осуществления этих целей нами был использован тест «САТ». Рассмотрим полученные данные в таблице 5 и на рисунке 6, индивидуальные показатели описаны в Приложении 10. Таблица 5 Сравнительные показатели уровня самоактуализации среди исп ...

Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в первые дни его пребывания в школе. Психолого-педагогическая характеристика готовности детей к школе
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником: выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения; по возможности компе ...

Результаты исследования и их интерпретация
По результатам исследования по уровню психомоторной активности медицинские работники были разделены на 2 группы (сумма баллов по эргичности, пластичности, темпу). Между ними был проведен сравнительный анализ 1 группы медработников и 2 группы медработников с использованием U - критерия Манна-Уитни. Таблица 1 Достоверность различий меж ...