Информация » Особенности гендерных стереотипов в современном обществе » Основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик

Основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик
Страница 2

Т. Парсонс и Р. Бейлз [25, С. 31] рассматривали мужскую роль как инструментальную.

Э. Маккоби [29, С. 71] демонстрирует формирование особой мужской субкультуры, отличной от женской, характеризующейся отделением от всего «женского», это объясняется влиянием более глобальной маскулинной культуры.

4. Гендерная социализация

Предметом этой области гендерных исследований является социализация, заключающаяся в формировании гендерной идентичности и освоении гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы. Разработка представления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежат З. Фрейду. по мнению Фрейда – женщины завидуют мужской анатомии, должны быть пассивными, зависимыми, подчинёнными, склонными к мазохизму.

Некоторые идеи психоанализа об идентичности по-прежнему популярны: например, гендерная идентичность формируется в раннем детстве, при общении с матерью, а также с отцом. Идеи З. Фрейда получили своё дальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике (Х. Когут, О. Кернберг) [43, С. 188].

Я. Йорстад [32, С. 139] в своих работах разделяет явления нормального и патологического нарциссизма.

В рамках когнитивизма известны 3 концепции:

1. «информационной обработки человека» Д. Гамильтона [25, С. 29]

2. «теория схемы» С. Тэйлор и Дж. Крокера [35, С. 234]

3. теория гендерной схемы С. Бэм [7, С. 27]

Все они перекликаются друг с другом. Суть их такова.

Человек стремиться упорядочить своё знание об окружающем мире и прибегает при этом к схемам. При обработке социальной информации используется 3 типа схем: личностные, ситуационные и ролевые.

Гендерная социализация должна осуществляться по гендерной схеме, так как ребёнок будет жить в обществе, которое организовано по принципу гендерной дихотомии. Понятие андрогинности проблематично с точки зрения гендерной схемы, так как оно предполагает, что фемининность и маскулинность существуют внутри человека, что они – независимые и реальные явления, а не когнитивные конструкты.

5.

Психология гендерных отношений

Предмет этой области достаточно широк, так как гендерные отношения – это не только взаимоотношения в группе, но и внутри каждого пола.

Здесь наиболее известна концепция сегрегации-конвергенции полов, которую предложила Э. Маккоби [20, С. 68].

По её мнению, мальчики и девочки в детстве растут в условиях половой сегрегации. Девочки первыми начинают эту сепарацию от мальчиков, чтобы защититься от их грубости. В итоге создаются 2 субкультуры: отдельно у мальчиков и девочек.

В дальнейшем признаки такой сегрегации полов сохраняются на протяжении всей жизни и наиболее ярко проявляется в деловой сфере. Однако наряду с сегрегацией появляется другая тенденция – конвергенции полов в различных сферах: а) в сексуальной жизни; б) в деловом мире – в смешанных по полу группах; в) в супружеских и г) родительских отношениях.

Теория подтверждается массой экспериментальных данных. Она объясняет весь спектр гендерных отношений: внутри одного пола, между полами, между сверстниками в детстве и взрослости, между сексуальными партнёрами, родителями и детьми.

6.

Гендерная психология лидерства

Предмет данной отрасли охватывает изучение различий между мужчинами и женщинами-лидерами, и гендерной социализации лидерства, и психологии женского менеджмента.

Одной из наиболее распространённых зарубежных теорий лидерства является бихевиористическая динамическая модель обмена в диаде «лидер-последователь» LMX Г. Граена [8, С. 137].

По данным Г. Фейрхуста, женщины-лидеры могут формировать с мужчинами-подчинёнными отношения как низкого, так и высокого LMX.

Ситуационно-должностной подход Р. Хауза и Дж. Ханта на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность, которую он занимает в организации, а не пол [30, С. 150].

Результаты, полученные К. Джонсон, показывают влияние формальной позиции на вербальное, а гендерного эффекта – на невербальное поведение.

Концепция гендерного потока, выдвинутая Б. Гутек [10, С. 117–184], в отличии от ситуационно-должностного подхода считает фактор пола доминирующим: он является столь мощным, что распространяет своё влияние на другие роли, в том числе и на лидерскую, заливая, подобно потоку, всё вокруг.

Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумен, С. Сатон) исходит из допущения, что люди и в организациях в частности предъявляют различные требования по отношению к лидерам разного пола; по отношению к женщинам эти требования выше [46, С. 58–61].

Страницы: 1 2 3 4 5


Проблемы психологической готовночти ребёнка к школе на совр.этапе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подгото ...

Порядковый счет
Мальчики: первый, второй, третий . Девочки: первая, вторая, третья . Окно: первое, второе, третье . Особое внимание обратите на числительные среднего рода, так как oни чаще всего неправильно употребляются детьми. ...

Свойства темперамента.
К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют со­бой динамические аспекты всех его видов деятельности, харак­теризуют особенности протекания психических процессов, име­ют более или менее устойчивый характер, сохраняются в тече­ние длительного времени, проявляясь вскоре после ...