Информация » Особенности гендерных стереотипов в современном обществе » Основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик

Основные теории, концепции и методы исследований гендерных характеристик
Страница 4

MMPI, MMPI-A (для подростков), HSPQ (16PF), CPI (California Psychological Inventory), GZTS (Guilford-Zimmerman Temperament Survue), IPAT (Institute for Personality and Ability Testing), IASQ (Anxiety Scale Questionnaire), NEO-PI u NEO-PI-R (NEO Personality Inventory Revised), GPP (Gordon Personal Profile), GPI (Gordon Personal Inventory), CPS (Comrey Personality Scales), EPQ-R (Easenck Personality Questionnaire Revised), EPPS (Edwards Personal Preference Schedule), PRF (Personality Research Form) [7, С. 42].

Эти методики изучают наиболее известные наборы личностных характеристик: нейротизм, экстраверсию, открытость к познанию, заботливость, добросовестность, по которым обычно обнаруживаются гендерные различия. Они имеют тестовые нормы для мужчин и женщин.

Содержание гендерной идентичности изучается с использованием как качественных, так и количественных методов, направленных на раскрытие причинно-следственных связей. Отличительные черты качественных методов по сравнению с количественными отражены в таблице №1 «Характеристики качественных и количественных методов» (см. приложение А).

В психологии гендерных различий широко используется и такой метод исследований как метаанализ.

Он пришёл на смену так называемому качественному литературному обзору. Был введён в 1976 г. Дж. Гласом.

Это метод вторичной математической обработки независимых исследований, посвящённых одной проблеме. Подбирается множество работ, после чего составляется база данных, куда включаются различные переменные, к примеру, пол исследователя, год проведения. При этом везде присутствует статистический показатель половых различий. В одних случаях превосходство обнаруживаются у мужчин, в других у женщин, в-третьих – различия отсутствуют. Затем эти данные подвергаются новой математической обработке, и в итоге вычисляется величина d – степень различий. Она может быть малой, средней и большой (даже при установлении малой степени это значимые различия). В итоге делается заключение о том, имеются ли половые различия и насколько они велики.

К сожалению, как подчёркивает Т.В. Бендас [7, С. 42] отечественной науке этот метод пока не получил распространения – прежде всего в силу технических причин. У нас принято изучать новые проблемы даже на уровне дипломных работ, поэтому создать достаточно обширную базу данных исследований, посвящённых изучению одной темы, просто не представляется возможным.

Выводы

Гендерная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленных половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией.

1. В гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин её внимания, а те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.

2. В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин.

3. Гендер – одна из базовых характеристик личности, обуславливающих психологическое и социальное развитие человека. Многокомпонентная структура гендера определяется четырьмя группами характеристик: а) биологический пол, б) гендерные стереотипы, в) гендерные нормы, г) гендерная идентичность.

4. При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненны путь мужчин и женщин, возможности их самореализации, этапы гендерной социализации.

5. Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определённого пола на всех этапах её жизненного цикла, вписание их гендерного развития в исторический, культурный и социальный контексты.

6. Недостатком гендерной психологии остаётся малое количество обобщающих теорий, проведение исследований по разным направлениям, пока не объединённым ни единой теоретической базой, ни единой программой. Развитие исследований проходит как когнитивная практика женского движения в разных странах, которая зачастую к фундаментальной науке не имеет прямого отношения.

7. И пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определённый порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия, которые можно представить как гендерные стереотипы.

Страницы: 1 2 3 4 5


Виды ощущений
Выделяют следующие основания классификации ощущений: - по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем вызывающим ощущение; - по месту расположения рецепторов; -по времени возникновения в ходе эволюции; -по модальности (виду) раздражителя. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздраж ...

Пояснительная записка
Курс демографии является одной из обязательных общепрофессиональных дисциплин учебного плана при подготовке специалистов в области государственного и муниципального управления. Это объясняется значимостью изучения проблем народонаселения, его воспроизводства, динамики численности и изменений в составе. Демография исследует непрерывный п ...

Манипулятивные способы подачи информации
Для того, чтобы сообщаемое содержание было воспринято (или не воспринято) необходимым его отправителю образом, существуют определенные способы подачи информации. Например, обилие информации в несистематизированном виде позволяет заполнить эфир подачи информации потоками никчемной информации, которая осложняет для получателя понимание пр ...