Информация » Как подготовиться к ответу на экзамене » Сколько и как говорить? Доказательство и подкрепление

Сколько и как говорить? Доказательство и подкрепление
Страница 1

Приводимые примеры должны быть наглядными, а каждый вывод либо важное высказывание желательно подкреплять хотя бы одним примером

При этом могут использоваться следующие приемы: сравнение - сопоставление двух понятий с целью более яркой характеристики одного из них; метафора. - перенесение качеств, свойств одного предмета или явления на другой предмет по сходству (например: «Царская Россия в войне с Японией оказалась в положении паровоза, у которого хватило пара только на гудок»); гипербола преувеличение, целью которого здесь является привлечение внимания экзаменатора к определенному положению или идее (например: «Предвидеть в деталях будущее общество, все ступени и подробности его развития не в силах,- говоря словами Ленина,- и семьдесят Марксов»).

Впечатляющие приемы, к которым можно отнести повторение («Никто, абсолютно никто не мог в данном случае .»); объяснение («Как показал эксперимент .*); цитаты («Как говорил .»; «Говоря словами .»; «Если вспомнить высказывание .»); инверсия - намеренное нарушение принятого порядка слов в предложении (подлежащее, затем сказуемое), например: «Трудным и долгим был путь нашей страны к .»

Приемы привлечения внимания экзаменатора: отсрочки (необходимо вызвать интерес и любопытство экзаменатора, не сразу отвечая на риторический вопрос); неожиданность (неожиданный, парадоксальный поворот в излагаемой мысли)

Эстетические приемы: игра слов, каламбуры (используются, как правило, лишь при благоприятном общем фоне экзамена); описание яркое и развернутое - вплоть до использования образных деталей при освещении, например, исторических событий; парадокс («Отсутствие результата - тоже результат, и оно позволяет предположить, что .»)

Коммуникативные приемы: прием присоединения, создающий впечатление непринужденности, раздумья вслух (чаще всего присоединение создается использованием союзов «и», «а», «но», «однако»; союзных слов «причем», «а потому», частиц «разве», «даже», «хотя» и т.п.); сегментированные, то есть разделяющие конструкции («что касается», «относительно», «насчет», «возьмем», «рассмотрим», «остановимся», «перейдем»; например: «Возьмем нашу экономику. Здесь несомненно .»); итоговые слова и выражения («итак», «таким образом», «словом», «вот как надо понимать», «теперь мы знаем», «в итоге» и т.п.); предупреждение возражений («В некоторых публикациях утверждается, что ., но .»); риторические вопросы («Что здесь имеется в виду?» и т.п.)

Вышеперечисленные приемы, без сомнения, придадут вашему ответу живость и разговорность, но использовать их надо, конечно же, в меру

Например, злоупотребление словами типа «значит», «так сказать», «ну», «вот» и прочими превращает их в слова-паразиты. Речь засоряется ими особенно часто, когда вы волнуетесь. Эмоциональная напряженность приводит к искажению речи, в ней появляются всевозможные «это», «какой-то», «этот самый», паузы с наполнением типа «э-э-э .». В свою очередь, количество слов с четкой позитивной или негативной ориентацией «очень», «совершенно», «прекрасный» может сделать ваш ответ излишне категоричным. Для того, чтобы не употреблять слова-паразиты, не «икать», не щелкать пальцами, мучительно подбирая слова, нужно заранее освоить достаточное количество вспомогательных слов, ведь неумение раскрыть материал, который вы фактически знаете, - это зачастую следствие бедности ваших запасов риторических приемов. Поэтому всех этих союзов, частиц, вводных слов вы должны знать и помнить не менее полусотни, это - минимум.

Если вам трудно дается целостный ответ, то есть вы не умеете долго «работать» с одним цельным «куском» мысли, то на этом тексте и попробуйте потренироваться, просто читая его. На экзамене же при подготовке к ответу заранее соедините пункты вашего плана в логическую цепочку с помощью риторических «мостиков». Например: «Если ., то ., тогда ., а из этого следует .». И вообще: помните, что если умение говорить красиво - для преподавателя долг, то для вас - суровая необходимость.

Приведенные нами средства помогут вам придать соответствующую форму той информации, которую вы собираетесь сообщить, но необходимо помнить и о том, что в природе человека заложено стремление к общению. Здесь нужно помнить один из советов Цицерона: «Не следует завладевать разговором как вотчиной, из которой имеешь право выжить другого,- напротив, следует стараться, чтобы каждый имел черед в разговоре, как и во всем остальном». Поэтому, если вы заметите, что экзаменатор хочет сделать какое-то замечание, нужно дать ему возможность высказаться полностью. Во время этого необходимы строгий самоконтроль и определенная мера дипломатичности. Отвечать дипломатично - это значит соблюдать соответствующую дистанцию между собой и экзаменатором, не ущемлять его самолюбие, вести себя корректно и при этом в любой момент быть настороже

Страницы: 1 2


Индивидуальная теория личности (Альфред Адлер). Краткий биографический очерк
Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 г. в семье еврея торговца. Кроме Альфреда в семье было еще пятеро детей, Альфред был третьим. Описывая свое детство, он вспоминает о многих трудностях и несчастьях. В течение первых двух лет жизни он был любимчиком матери, купался в ее любви и ласке. Но родился младший брат, и счастливая пора ...

Как отгадывать загадки?
Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения, а также репродуктивное воображение (в частности, способность создавать образ предмета по его с ...

Психотехнологии воспитания социально и профессионально значимых качеств
Необходимость разработки новой парадигмы воспитания молодежи не вызывает сомнения. Сложившаяся в советское время система коммунистического воспитания перестала существовать. Взамен методологически целостной и технологически обеспеченной системы предложены идеи гуманизации и гуманитаризации образования, провозглашена цель развития и само ...