Тактические «мелочи»
Страница 1

Знание предмета и удачное построение ответа почти всегда дадут вам стопроцентную гарантию успеха, но не следует недооценивать и «мелочи», которые имеют решающее значение, когда чаша весов колеблется между двумя вероятными оценками. Мы приведем несколько практических рекомендаций, оставляя за читателями право «взять их на вооружение».

Отвечайте последовательно. Старайтесь придерживаться последовательности вопросов в билете. В очень затрудни- тельных случаях, когда вы плохо знаете первый вопрос, начинайте свой ответ со следующего вопроса. Но ни в коем случае не спрашивайте на то разрешения у экзаменатора, не демонстрируйте своей неуверенности и плохого знания первого вопроса.

Акцентируйте важные слова. Это придаст вашей речи выразительность, ясность и убедительность. В любую, пусть самую обыкновенную фразу можно вложить столько значений, сколько в ней слов, и даже больше. Приведем пример из книги A.M. Арго. Выбрав фразу «Дайте мне стакан чаю», автор показал разнообразие ее смысла в зависимости от акцентированного слова. Так, если сделать упор на первом слове, то подразумевается следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой,- дайте мне стакан чаю, а потом я расскажу вам все новости». Упор на втором слове уже можно понимать так: «Соседу справа дали, соседу слева дали - всем налили, а про меня забыли. Почему так? Дайте и мне, если всем даете .» - и так далее.

Меняйте темп речи. Когда вы разговариваете с кем- либо, темп вашей речи постоянно меняется. Это придает выразительность вашим словам. Если вы хотите подчеркнуть что- то - уменьшите темп. Вот как описывал современник один из излюбленных приемов, которым пользовался Линкольн, желая придать убедительность своим словам. Он произносил несколько слов очень быстро; когда же подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а потом с быстротой молнии заканчивал на нем.

Меняйте тон голоса. Дикция, тембр и сила голоса по своей природе тесно связаны с физиологическими особенностями человека и зависят от его психического состояния. Еще в «Книге занимательных историй», написанной Абуль-Фараджем в XIII веке, даются советы, как по голосу судить о различных чертах человека: «Тот, кто разговаривает, постепенно понижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; тот, кто говорит слабым голосом - робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно - глуп, как коза».

Наибольший вред вашему ответу причинит его монотонность. Она делает ответ серым, вызывает у экзаменатора скуку и раздражение.

Если вы заметили, что говорите монотонно, остановитесь на секунду. Старайтесь не излагать материал, а как бы беседовать с экзаменатором. Не допускайте, чтобы ваш голос был скучным и однообразным. Бернард Шоу говорил, что есть только один способ написать слова «да» и «нет», но существует пятьдесят способов их произнести.

Хотите - верьте, хотите - нет, но в Австралии в 1975 году суд потребовал от одной фирмы возместить убытки и оплатить все больничные расходы ее служащему, который искалечил челюсть, зевнув во время работы. По мнению судьи, зевок был вызван чрезвычайно скучной обстановкой на рабочем месте пострадавшего, а стало быть, налицо типичное трудовое увечье. Мы полагаем, что выводы вы сделаете сами.

Не забывайте о своем внешнем виде. Аккуратная, опрятная одежда не только поднимет вас в глазах экзаменатора, но и придаст вам больше уверенности в своих силах. Когда люди хорошо выглядят, им легче добиться успеха или решить сложную проблему.

Известный норвежский скрипач Арве Телефсен провел интересный эксперимент. Однажды он надел мятые брюки, истрепанное пальто, нахлобучил изношенную шапку и, встав на одном из перекрестков Осло, начал играть. Несколько прохожих, не узнавая известного скрипача, все же остановились и вслушались в игру «уличного музыканта». Одни его хвалили, другие критиковали, а кто-то из прохожих сказал: «Талант у него, пожалуй, есть, но вот техники не хватает». «Я волновался как никогда, - сказал впоследствии Телефсен, - я так боялся, что люди не будут останавливаться».

Следите за мимикой. Если вы будете отвечать холодно и небрежно, всем своим видом показывая, насколько неприятна для вас процедура экзамена, то вскоре и экзаменатор начнет испытывать такое же ощущение, поскольку подобное настроение является заразительным. Это не значит, конечно, что вы должны постоянно улыбаться. Но приветливость и открытость, а также то, что вам нравится сдавать экзамен именно этому преподавателю,- все это должно читаться на вашем лице однозначно.

Страницы: 1 2


Локус контроля
Локус контроля является центральным звеном теории социального научения. Он представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепление в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами: судьба, удача, счастье и т.п. «Экстерналы – залож ...

Анализ тактик поведения в конфликте
На втором этапе нашего исследования испытуемым был предложен тест «Тактика поведения в конфликте» (см. Приложение 4). Стратегии в конфликте реализуются через различные тактики. Тактика (от греч. tasso – выстраиваю войска) – это совокупность приемов воздействия на оппонента. Тест «Тактика поведения в конфликте» направлен на выявление о ...

Невротические потребности
Чтобы справиться с базальной тревогой человек может использовать особые защитные механизмы, причем бессознательно. Эти механизмы получили название невротических потребностей. 1. В любви и одобрении – ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других, повышенная чувствительность и восприимчивость к любой критике ...