Тактические «мелочи»
Страница 1

Знание предмета и удачное построение ответа почти всегда дадут вам стопроцентную гарантию успеха, но не следует недооценивать и «мелочи», которые имеют решающее значение, когда чаша весов колеблется между двумя вероятными оценками. Мы приведем несколько практических рекомендаций, оставляя за читателями право «взять их на вооружение».

Отвечайте последовательно. Старайтесь придерживаться последовательности вопросов в билете. В очень затрудни- тельных случаях, когда вы плохо знаете первый вопрос, начинайте свой ответ со следующего вопроса. Но ни в коем случае не спрашивайте на то разрешения у экзаменатора, не демонстрируйте своей неуверенности и плохого знания первого вопроса.

Акцентируйте важные слова. Это придаст вашей речи выразительность, ясность и убедительность. В любую, пусть самую обыкновенную фразу можно вложить столько значений, сколько в ней слов, и даже больше. Приведем пример из книги A.M. Арго. Выбрав фразу «Дайте мне стакан чаю», автор показал разнообразие ее смысла в зависимости от акцентированного слова. Так, если сделать упор на первом слове, то подразумевается следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой,- дайте мне стакан чаю, а потом я расскажу вам все новости». Упор на втором слове уже можно понимать так: «Соседу справа дали, соседу слева дали - всем налили, а про меня забыли. Почему так? Дайте и мне, если всем даете .» - и так далее.

Меняйте темп речи. Когда вы разговариваете с кем- либо, темп вашей речи постоянно меняется. Это придает выразительность вашим словам. Если вы хотите подчеркнуть что- то - уменьшите темп. Вот как описывал современник один из излюбленных приемов, которым пользовался Линкольн, желая придать убедительность своим словам. Он произносил несколько слов очень быстро; когда же подходил к слову или фразе, которые хотел подчеркнуть, замедлял свою речь и сильно напирал на это слово, а потом с быстротой молнии заканчивал на нем.

Меняйте тон голоса. Дикция, тембр и сила голоса по своей природе тесно связаны с физиологическими особенностями человека и зависят от его психического состояния. Еще в «Книге занимательных историй», написанной Абуль-Фараджем в XIII веке, даются советы, как по голосу судить о различных чертах человека: «Тот, кто разговаривает, постепенно понижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален; тот, кто говорит слабым голосом - робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно - глуп, как коза».

Наибольший вред вашему ответу причинит его монотонность. Она делает ответ серым, вызывает у экзаменатора скуку и раздражение.

Если вы заметили, что говорите монотонно, остановитесь на секунду. Старайтесь не излагать материал, а как бы беседовать с экзаменатором. Не допускайте, чтобы ваш голос был скучным и однообразным. Бернард Шоу говорил, что есть только один способ написать слова «да» и «нет», но существует пятьдесят способов их произнести.

Хотите - верьте, хотите - нет, но в Австралии в 1975 году суд потребовал от одной фирмы возместить убытки и оплатить все больничные расходы ее служащему, который искалечил челюсть, зевнув во время работы. По мнению судьи, зевок был вызван чрезвычайно скучной обстановкой на рабочем месте пострадавшего, а стало быть, налицо типичное трудовое увечье. Мы полагаем, что выводы вы сделаете сами.

Не забывайте о своем внешнем виде. Аккуратная, опрятная одежда не только поднимет вас в глазах экзаменатора, но и придаст вам больше уверенности в своих силах. Когда люди хорошо выглядят, им легче добиться успеха или решить сложную проблему.

Известный норвежский скрипач Арве Телефсен провел интересный эксперимент. Однажды он надел мятые брюки, истрепанное пальто, нахлобучил изношенную шапку и, встав на одном из перекрестков Осло, начал играть. Несколько прохожих, не узнавая известного скрипача, все же остановились и вслушались в игру «уличного музыканта». Одни его хвалили, другие критиковали, а кто-то из прохожих сказал: «Талант у него, пожалуй, есть, но вот техники не хватает». «Я волновался как никогда, - сказал впоследствии Телефсен, - я так боялся, что люди не будут останавливаться».

Следите за мимикой. Если вы будете отвечать холодно и небрежно, всем своим видом показывая, насколько неприятна для вас процедура экзамена, то вскоре и экзаменатор начнет испытывать такое же ощущение, поскольку подобное настроение является заразительным. Это не значит, конечно, что вы должны постоянно улыбаться. Но приветливость и открытость, а также то, что вам нравится сдавать экзамен именно этому преподавателю,- все это должно читаться на вашем лице однозначно.

Страницы: 1 2


Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком
Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, интонация голоса, а также различные сочетания этих факторов – все это имеет определенное социально-перцептивное содержание и несет информацию ...

История изучения представлений как психологической категории. История образа в воззрениях Платона и Аристотеля
Идея образа не является чем-то застывшим, постоянным и вечным. Образ — это текучая концепция, которая претерпела множество изменений на протяжении веков. Чтобы уловить малейшие сдвиги и изменения в этой концепции, мы проследим ее эволюцию от ранних формулировок греческих философов, до современных споров о статусе образа. История образа ...

Методы изучения и диагностики эмоций
Изучение физиологических механизмов эмоций — многосторонний процесс, который включает эксперименты на животных, связанные с раздражением и разрушением отдельных участков мозга, изучение особенностей эмоционального реагирования у пациентов с различными поражениями мозга, а также лабораторные исследования здоровых людей при переживании ...