Тактические «мелочи»
Страница 2

Мимика как источник информации при общении имеет гораздо большее значение, чем это может показаться с первого взгляда. В. Франкл на основе опроса медицинского персонала неврологического отделения больницы установил, что больных, страдающих афазией (нарушение речи вплоть до ее полной утраты), гораздо легче понять, чем пациентов, свободно разговаривающих, но амимичных, то есть лишенных мимики.

Существуют многочисленные описания того, какие эмоции и чувства выражают те или иные компоненты мимики.

Например, улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, свидетельствует о готовности подчиниться, а улыбка при опущенных бровях обычно означает превосходство. Слишком длительное расширение глаз, без их кратковременного закрывания, в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза.

Кратковременное закрывание глаз, напротив, считается умиротворяющим элементом мимики, улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого,- видите, я даже закрываю глаза».

Короче говоря, улыбнуться правильно - совсем непросто. По мнению американских социологов, 60% людей не умеют этого делать. В Нью-Йорке еще в 1974 году был открыт специальный институт, где за 200 долларов учат улыбаться «по всем правилам».

Контролируйте свои жесты. Жесты являются внешним выражением вашего внутреннего состояния. Они так же несут информацию о вас и ваших знаниях, как и ваша речь. При ответе старайтесь использовать только те жесты, которые выглядят естественно. Перед экзаменом попрактикуйтесь, заставьте себя, если это необходимо, пользоваться жестами. Учтите: ваш экзаменатор составляет общее впечатление о вашем ответе, учитывая (пусть и не всегда осознанно) и вашу жестикуляцию.

По утверждению американских психологов Ниренберга и Колеро, жесты, хотя иногда и расходятся по своему значению с тем, что человек говорит, потом всегда оказываются правдивее слов. Поэтому мы считаем важным остановиться на некоторых жестах, которые могут быть истолкованы экзаменатором так или иначе.

Прежде всего, обратите внимание на свои руки. Тесно сцепленные руки - жест подозрения и недоверия, такая поза не способствует контакту с собеседником. Люди, сцепившие руки, напряжены, общение с ними затруднено. Если же вы при этом проявляете еще и жесты беспокойства - щелкаете колпачком ручки, постукиваете по столу или по полу ногой - все это может быть истолковано экзаменатором как незнание или неуверенность.

Тот же эффект производят скрещенные на груди руки. Это защитная стена или фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться, особенно когда кисти рук при этом сильно напряжены. Что она за собой влечет? Да, нередко ответную агрессию со стороны экзаменатора.

Человек, сидящий со скрещенными ногами, тоже не производит впечатления контактного или уверенного в себе. Скорее, он создает впечатление конфронтации, противостояния.

Не сутультесь, не подносите ваши записи близко к лицу. Если руки выдают ваше волнение - лучше спрячьте их под стол. Учтите также, что скованность, полное отсутствие жестов - самое худшее, что вы можете предложить экзаменатору. Идеальный вариант состоит в том, чтобы использовать жесты, как бы не замечая их (как вы не замечаете воздух, которым дышите).

Знание языка жестов поможет вам правильно оценить и поведение вашего экзаменатора. О критичности, негативном отношении к вам можно судить по следующим признакам: подбородок экзаменатора опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные расположены ниже рта. Если к тому же это сопровождается наклоном тела от собеседника- дела ваши еще хуже, ход ответа необходимо срочно перестраивать.

О том, что наклон головы связан с выражением заинтересованности, писал еще Дарвин. Это подтверждают и многие современные исследователи. И наоборот, когда ваш слушатель «теряет мысль» - голова выпрямляется, плечи сначала поднимаются, потом опускаются, взгляд начинает блуждать по потолку, стенам, другим людям. Если ваш экзаменатор начинает вести себя подобным образом, знайте - он потерял интерес к вашему ответу.

Очень характерны жесты с очками. Один из негативных - взгляд поверх очков, опущенных на кончик носа («Ну, что там еще?»). Другой жест - средство выиграть время или снять сомнения: медленное снимание очков, тщательное протирание стекол. Быстрое срывание, бросание на стол очков: «Ну, это уж слишком!» в таком случае постарайтесь быстренько перевести разговор на другую тему.

Страницы: 1 2 


Проблемы нормы и патологии личности. Отношения межличностные, межгрупповые и межэтнические
В отечественной научной литературе теория установки представлена довольно широко. Основатель ее Д.Н. Узнадзе понимал под установкой определенное психическое состояние, возникающее под совокупным воздействием потребностей индивида и влиянием условий его существования, которое «можно охарактеризовать как готовность к совершению определенн ...

Теоретические основы исследования словесно-логической памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Структура речевого дефекта у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III ур.р
Лев Семенович Выготский в своих исследованиях раскрывает сложную структуру аномального развития ребенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений» [6, с. 166]. Эту взаимосвязь нарушений психических процессов обоз ...

Развитие в норме и дизонтогенезе
Западные психологи определяют развитие как изменения, происходящие во времени в строении тела, психике и поведении человека, в результате биологических процессов в организме и под воздействием окружающей среды. Отечественные психологи рассматривают развитие как процесс, характеризующий качественные преобразования в поведении, психике, и ...