Стереотипы и поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Образы мужчин и женщин в массовом сознанииСтраница 1
Стереотипы – это веками складывающиеся представления об образах окружающего мира, которые передаются из поколения в поколение и присваиваются ребенком как безусловные правила, законы либо нормы поведения.
Гендерные стереотипы – это один из видов стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о мускулинном и феминном.
Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ. В основе производства социального стереотипа лежит психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных опыта.
Особенностями социального стереотипа как регулятора социальных отношений является феномен поляризации качеств человека и жесткая фиксированность такой полярной дихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише. Американский социальный психолог Г. Тэшфелл пришел к следующим выводам относительно социальных стереотипов:
1) Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы или социальные категории недифференцированными, грубыми, пристрастными признаками.
2) Такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени.
3) Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.
4) Социальные стереотипы становятся более отчетливыми, «произносимыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами
5) Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.
6) Социальный стереотип не представляет большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношении групп, но их очень трудно модифицировать и управлять ими в условиях напряженности или конфликта.
Гендерные стереотипы – это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.
Ю.Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, «литейными формами, в которые отливаются потоки общественного мнения. Социальные стереотипы отражают две особенности общественного мнения:
1. существование предельно стандартизированных и упрощенных форм выражения и предзаданность,
2. первичность этих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения.
Стереотип не только выделяет статистически среднее мнение, но и задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально одобряемого или социально допустимого поведения». Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют самому действию: каждый индивид, вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. Стереотипы общественного мнения задаются и обновляются средствами и средой самого общения, в том числе средствами массовой информации». Социальные стереотипы, пишет Ю.Левада, действуют в тех ситуациях, когда сложное явление упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсенала исторической памяти, известного чужого примера и пр., вплоть до мифологических схем. Опознание (отнесение к известной схеме) в таких процессах, очевидно, заменяет понимание. В то же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образцы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой.
Возможности метода беседы в исследовании личности. Основные
типы и виды беседы
Как известно, беседа является одним из самых продуктивных методов в психологии личности, дающих возможность вглядеться во внутренний мир человека, во многом понять его сложное, часто противоречивое содержание. Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано также с тем, что, хотя данный метод не требует привлечения ...
Субъективная психосемантика депрессивных состояний бизнесменов
Эмпирическую базу исследования составили 30 респондентов в возрасте 30-56 лет. Исследование проводилось на базе кафедры психологии НИИПкРО. Было исследовано 30 успешных бизнесменов: владельцы крупных фирм предприятий и банков, исследование включало проведение процедур исследования комплексом отобранных методик, анализ полученных результ ...
Основные принципы
структурной теории личности
Главной научной задачей Кеттелла было объяснение взаимодействий между системой свойств личности и более объемной системой социокультурных свойств индивида. Главные принципы научной теории Кеттелла можно сформулировать следующим образом:
1. Адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, ...