Информация » Исследование гендерных стереотипов и моделей поведения в конфликтных ситуациях » Стереотипы и поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Образы мужчин и женщин в массовом сознании

Стереотипы и поведение людей в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Образы мужчин и женщин в массовом сознании
Страница 1

Стереотипы – это веками складывающиеся представления об образах окружающего мира, которые передаются из поколения в поколение и присваиваются ребенком как безусловные правила, законы либо нормы поведения.

Гендерные стереотипы – это один из видов стереотипов, основанный на принятых в обществе представлениях о мускулинном и феминном.

Под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ. В основе производства социального стереотипа лежит психологический феномен генерализации, обобщения, схематизации данных опыта.

Особенностями социального стереотипа как регулятора социальных отношений является феномен поляризации качеств человека и жесткая фиксированность такой полярной дихотомии. Синонимом стереотипа нередко выступают понятия предубеждения, предрассудка или клише. Американский социальный психолог Г. Тэшфелл пришел к следующим выводам относительно социальных стереотипов:

1) Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы или социальные категории недифференцированными, грубыми, пристрастными признаками.

2) Такая категоризация отличается прочной стабильностью в течение очень длительного времени.

3) Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.

4) Социальные стереотипы становятся более отчетливыми, «произносимыми» и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами

5) Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

6) Социальный стереотип не представляет большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношении групп, но их очень трудно модифицировать и управлять ими в условиях напряженности или конфликта.

Гендерные стереотипы – это сформировавшиеся в культуре обобщенные представления о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

Ю.Левада называет стереотипы готовыми шаблонами, «литейными формами, в которые отливаются потоки общественного мнения. Социальные стереотипы отражают две особенности общественного мнения:

1. существование предельно стандартизированных и упрощенных форм выражения и предзаданность,

2. первичность этих форм по отношению к конкретным процессам или актам общения.

Стереотип не только выделяет статистически среднее мнение, но и задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально одобряемого или социально допустимого поведения». Шаблоны, в том числе и вербальные, предшествуют самому действию: каждый индивид, вступая в социальный мир, обязан выбирать из готового набора стереотипов. Стереотипы общественного мнения задаются и обновляются средствами и средой самого общения, в том числе средствами массовой информации». Социальные стереотипы, пишет Ю.Левада, действуют в тех ситуациях, когда сложное явление упрощается до знакомого и привычного образца, взятого из арсенала исторической памяти, известного чужого примера и пр., вплоть до мифологических схем. Опознание (отнесение к известной схеме) в таких процессах, очевидно, заменяет понимание. В то же время стереотип может выступать и в качестве руководства к действию: люди не только опознают привычные образцы, но и стараются следовать им, чтобы быть понятыми другими и собой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Цифры
После того, как дети усвоили, как образуются числа, можно познакомить их с обозначением чисел цифрами, как печатными, так и рукописными. Цифру надо внимательно рассмотреть вместе с ребенком; подыскать предметы, с которыми можно сравнить цифру по форме. Цифру можно вылепить из глины, из пластилина, выложить из камешков, косточек, написа ...

Математические знаки
Если ребенок проявляет интерес к занятиям, хочет знать больше, его можно познакомить со знаками: больше (>), меньше (<), равно (=), плюс (+), минус (-). Какая рука у нас больше работает? Правая. Правой рукой мы пишем, рисуем, держим ложку. Она больше трудится. Знак >. Приложить правую руку к листу бумаги, отставить большой па ...

Экспериментальное исследование межличностных отношений больных с непсихотическими расстройствами в госпитальных условиях. Организация и методы экспериментального исследования
Экспериментальное исследование межличностных отношений больных непсихотическими расстройствами (неврозами) проводилось на базе 5-го отделения ГУЗ "Кемеровской областной клинической психиатрической больницы", расположенной в г. Кемерово. Было изучено 30 пациентов с различной нозологией, возраст которых составлял 18-69 лет. Экс ...