Информация » Влияние оценки группы на самооценку подростков » Практическая часть. Общая характеристика методик определения самооценки личности.

Практическая часть. Общая характеристика методик определения самооценки личности.
Страница 1

Существует ряд методик, используемых для определения уровня самооценки. Все они, несмотря на кажущееся разнообразие, могут быть легко и четко классифицированы.

"Чистое" определение самооценки подразумевает всего два варианта: либо прямое перечисление испытуемым своих качеств (методика М. Куна), либо выбор из предложенного списка тех черт, которые соответствуют ему более всего с их одновременным ранжированием по значимости и характерности для себя – методика Будасси С.А. или Фанталовой Е. Б. (как подвариант – выставление себе оценки по каждому качеству, методика Дембо-Рубинштейна). [19]

Метод Будасси основан на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной Я-концепции. Стоит напомнить, что в психологии принято выделять две формы Я-концепции — реальную и идеальную. Понятие "реальная" — это представление лично­сти о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же Я-концеп­ция (идеальное "Я") — это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть"). Рассогласо­вание между реальным и идеальным Я может быть источ­ником как серьезных внутриличностных конфликтов, так и саморазвития личности – многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. Когда испытуемому предлагается проранжировать отобранные им или инструктором 20 качеств сначала "в идеале", а потом "в соответствии со своими качествами", по сути он предоставляет свои идеальную и реальную Я-концепции, разница между которыми и соответствует уровню самооценки. [12, 30]

Однако самооценка, как и человеческая личность, не формируется в "вакууме": она зависит от оценки окружающих, от личностных установок. Как уже говорилось, самооценка может быть адекватной и неадекватной (завышенной или заниженной), при этом даже при осознании собственных недостатков и достоинств (адекватной самооценке) далеко не все испытуемые соглашаются их признавать в тестировании, что особенно характерно как раз для подросткового возраста. [52] Кроме того, самооценка очень динамична и может изменяться на только в процессе взросления, изменения каких-либо жизненных обстоятельств и т.п., но и - особенно у подростков и легко внушаемых людей - даже в зависимости от высказывания своего мнения окружающими, причем в очень короткие сроки (при этом такая внезапно измененная самооценка может далее поддерживаться на протяжении достаточно длительного срока). [25]

Исходя из вышесказанного, очевидным становится то, что одной прямой методики для правильного выявления самооценки у подростков недостаточно. [40] Поэтому в психологии применяется целый ряд связанных между собою методик, прямо или косвенно направленных на анализ самооценки личности. Во-первых, это уже упоминавшиеся ("чистые") методики, базирующиеся на самоописании себя испытуемым. Самоописание может быть как открытым, явным (тест свободного самоописания "Кто Я" или "20 слов" М.Куна в модификации А.М. Прихожан, тесты выбора из пары личностных свойств), так и скрытым (проективные методики: "Незаконченные предложения", "Рисунок несуществующего животного"). [19, 38]

Страницы: 1 2 3 4 5


Сравнение множеств и чисел
При изучении чисел первого десятка не только знакомим ребенка с местом данного числа в ряду чисел, но и учим сравнивать это число с числом, стоящим рядом, а также с другими числами. Сначала сравниваем предметы. Где кружков больше? (В нижнем ряду.) Где кружков меньше? (В верхнем ряду.) В каком ряду не хватает кружка? Как уравнять, ч ...

Виды мышления
В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как: генезису развития, характеру решаемых задач, степени развернутости, степени новизны и оригинальности, средствам мышления, функциям мышления и т.д.По генезису развития различают мышление: наглядно-действенное, ...

Эмоциональное выгорание
Термин "эмоциональное выгорание" введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. [17 C.35] Синдром эмоцион ...