Практическая часть. Общая характеристика методик определения самооценки
личности.Страница 2
Кроме того, поскольку оценивание самого себя проходит через призму оценки окружающих, зачастую проверяют корреляцию результатов описанных выше методик с оценкой данного человека референтными группами. Для подростка это, прежде всего, коллектив одноклассников, а также друзья (вне школы), родители и учителя. [23] Для выявления статуса подростка в учебной группе используют методику, называемую социометрией (выявление социометрической структуры группы для определения характера межличностных взаимоотношений в группе). Обычно используется вариант социометрической методики Дж. Морено в модификации Я.Л. Коломинского "Выбор в действии", цель которой - изучить межличностные отношения в группе сверстников. [28]
В прямых методиках испытуемый выражает свое отношение к тем ли иным человеческим качествам, параллельно давая оценку наличия этих качеств у себя. Например, тест "Соотношение "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах" Е. Б. Фанталовой. Стимульным материалом в методике Е. Б. Фанталовой служит список из 12 ценностей: активная деятельная жизнь; здоровье (физическое и психическое); интересная работа; красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); любовь; материально обеспеченная жизнь (отсутствие затруднений); наличие хороших и верных друзей; познание (возможность расширения своего образования, общей культуры, интеллектуальное развитие); свобода (независимость в суждениях и поступках); счастливая семейная жизнь; творчество (возможность творческой деятельности); уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий). [35] Для подростков формулировки должны быть адаптированы исходя из ценностей, актуальных для них на данном жизненном этапе. [33] В методике используется метод парных сравнений. На бланке перечисляются 20 различных качеств личности. В левой колонке (идеал) испытуемый определяет понятия, принадлежащие к более значимому для него кругу потребностей (ранжирует по привлекательности, в той мере, в какой они ему импонируют, какими он хотел бы обладать). Затем в правой колонке (я) он ранжирует эти качества по отношению к себе: выбирает качества по критерию их доступности для него, по степени своего успеха в каждой сфере. [35]
Вопросы могут предлагаться не только в виде списка качеств, но и в форме утверждений с подразумеваемыми ответами "да"-"нет" (например, "обычно я уверен в себе", "я чувствую себя подтянутым и бодрым"). Опросники такого типа часто встречаются в популярных психологических изданиях и не всегда являются валидными, но профессионально составленный тест может послужить прекрасной упрощенной методикой. [29]
Тест может быть модифицирован в менее явную форму выражения своих предпочтений - переведен в эмоциональную сферу (для оценки неосознаваемого эмоционального предпочтения основных человеческих ценностей) путем замены словесных оценок цветовыми (цветовой тест отношений А. М. Эткинда). При этом в качестве материала используется набор цветовых стимулов из восьмицветного теста М. Люшера. Испытуемый получает инструкцию подобрать к каждому понятию из вышеприведенного списка терминальных ценностей из методики Е. Б. Фанталовой один подходящий цвет с разрешением повторять выбранные цвета при последующей работе. Ранжирование качеств по отношению к себе проводится в цифровой форме. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются в порядке предпочтения. [26]
Факторы, влияющие на формирование родительства
Проведённый теоретический анализ литературы показал [20,21], что до сих пор в психологии вопрос о системе факторов, детерминирующих родительство, ещё не решён. Как правило, теоретические положения и практические исследования в области семьи касаются отдельных аспектов, связанных с формированием человека как родителя.
В числе этих факто ...
Этапы, методы и методики исследования
Опытно-экспериментальное исследование состоит из следующих этапов:
1) этап констатирующий, на котором производится диагностика первоначального состояния;
2) формирующий этап - это этап, при котором создаются условия корректировки проблем, обнаруженных на первом этапе;
3) контрольный этап - проверяется эффективность формирующего этапа ...
Результаты исследования
Результаты исследования НПС по методике «Распределение ролей в семье».
Таблица 1
Ф.И.О.
Участие в семейных ролях
Восп.
детей
Эмоц.
клим.
Матер.
обесп.
Орг-р
развл.
Хозяй-ка
Секс.
партн.
Сем. субк.
Серов
3,00
2,60
2,30
2,30
3,00
2,60
2,60
Серова
3,00
2,30
1,60 ...