Информация » Психология личности » Топографическая модель психики

Топографическая модель психики

При дальнейшем анализе Фрейд сформулировал и обосновал теорию, которой пользовался на протяжении всей жизни. Это теория топографической модели личности. Согласно этой теории в психической жизни человека можно выделить три уровня: сознание, подсознательное и бессознательное.

Уровень сознания состоит из переживаний, ощущений и эмоций, которые индивид осознает в данный момент. Фрейд считал, что сознание - наименее значительная часть психической организации. Кроме того, сознательные процессы осознаются лишь в течение очень короткого времени, а затем перемещаются на другие объекты.

Уровень подсознания или доступная память, включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но при желании легко может быть воспроизведен. Фрейд считал, что подсознательное – это тоннель между сознательным и бессознательным.

Бессознательный уровень – самая глубокая и значимая часть человеческого разума. Бессознательное хранит в себе примитивные инстинкты, эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что подверглись вытеснению. В бессознательном находятся забытые травмы детства, враждебные чувства к родителям, подавленные сексуальные желания, которых человек не осознает. Фрейд считал, что именно бессознательное в основном контролирует поведение человека.

Главная заслуга Фрейда в том, что он рассматривал бессознательное не как гипотетическую абстракцию, а как реальность, которую необходимо исследовать. Влияния бессознательного не могут быть поняты сознанием, т.к. вытесненные туда желания и воспоминания всегда травматичны для личности, вызывают тревогу и страх, поэтому сознание не приемлет их, оказывая сопротивление. При этом неосознанный материал выражается в сознании в виде заместителя, как называл его Фрейд. Это могут быть болезненные симптомы, сны, фантазии, игры или склонности к определенной работе.

Описанная топографическая модель психики использовалась Фрейдом на протяжении ряда лет и позволила достичь значительного прогресса в изучении этиологии психологических нарушений. При всех своих достоинствах она имеет главный недостаток – непонятно почему некоторые события, имеющие аффективное значение для личности остаются в предсознании, а другие вытесняются в область бессознательного и не могут быть воспроизведены

.

Примерно в 1920 г. Фрейд несколько изменил свои представления о строении психики и предложил так называемую структурную модель психики, известную по сей день.


Как лучше говорить? Типы ответов
Тактика ответа на экзамене - дело сугубо индивидуальное. Стилей экзаменационных ответов существует, наверное, столько же, сколько сдающих экзамены. В большинстве случаев эти стили, однако, весьма похожи друг на друга и не учитывают конкретные обстоятельства данного экзамена. В связи с этим мы выделили несколько типов ответов и постарали ...

Понятие «нормы» в психолого-педагогической литературе. Норма. Виды нормы
В самом общем смысле понятие нормы восходит к латинскому «правило», «образец», «руководящее начало». В науках, изучающих человека, выделяют различные виды норм — статистические, физиологические, индивидуальные и др. В психологии корректное обращение к этому понятию предполагает дифференцирование норм по возрасту, полу, социальной, куль ...

Педагогические способности
Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенност ...