Информация » Психология личности » Топографическая модель психики

Топографическая модель психики

При дальнейшем анализе Фрейд сформулировал и обосновал теорию, которой пользовался на протяжении всей жизни. Это теория топографической модели личности. Согласно этой теории в психической жизни человека можно выделить три уровня: сознание, подсознательное и бессознательное.

Уровень сознания состоит из переживаний, ощущений и эмоций, которые индивид осознает в данный момент. Фрейд считал, что сознание - наименее значительная часть психической организации. Кроме того, сознательные процессы осознаются лишь в течение очень короткого времени, а затем перемещаются на другие объекты.

Уровень подсознания или доступная память, включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но при желании легко может быть воспроизведен. Фрейд считал, что подсознательное – это тоннель между сознательным и бессознательным.

Бессознательный уровень – самая глубокая и значимая часть человеческого разума. Бессознательное хранит в себе примитивные инстинкты, эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что подверглись вытеснению. В бессознательном находятся забытые травмы детства, враждебные чувства к родителям, подавленные сексуальные желания, которых человек не осознает. Фрейд считал, что именно бессознательное в основном контролирует поведение человека.

Главная заслуга Фрейда в том, что он рассматривал бессознательное не как гипотетическую абстракцию, а как реальность, которую необходимо исследовать. Влияния бессознательного не могут быть поняты сознанием, т.к. вытесненные туда желания и воспоминания всегда травматичны для личности, вызывают тревогу и страх, поэтому сознание не приемлет их, оказывая сопротивление. При этом неосознанный материал выражается в сознании в виде заместителя, как называл его Фрейд. Это могут быть болезненные симптомы, сны, фантазии, игры или склонности к определенной работе.

Описанная топографическая модель психики использовалась Фрейдом на протяжении ряда лет и позволила достичь значительного прогресса в изучении этиологии психологических нарушений. При всех своих достоинствах она имеет главный недостаток – непонятно почему некоторые события, имеющие аффективное значение для личности остаются в предсознании, а другие вытесняются в область бессознательного и не могут быть воспроизведены

.

Примерно в 1920 г. Фрейд несколько изменил свои представления о строении психики и предложил так называемую структурную модель психики, известную по сей день.


Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, который сохраняется, закрепляется, а при необходимости и возможности- воспроизводится. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно никакое развитие. ...

Исследование механического, непроизвольного и опосредованного запоминания в выделенных группах младших школьников
Рассмотрим различия в механическом, непроизвольном и опосредованном запоминании в выделенных группах младших школьников. Память в детском возрасте является одной из основных психических функций, в зависимости от которых и строятся все остальные функции. По сравнению с дошкольниками память детей младшего школьного возраста достигает ве ...

Количественные представления и понятия
Если детям показать 4-5 больших шаров и 7-10 маленьких, то на вопрос: "Где шаров много, а где мало?", можно получить ответ, что много шаров там, где они большие, а мало там, где они маленькие (рис. 68). Опыт работы показывает, что без развития количественных представлении овладение понятием числа, натуральным рядом чисел быва ...