Информация » Психология личности » Развитие личности

Развитие личности
Страница 1

В развитии личности человека психоанализ делает упор на двух предпосылках.

1. Генетика. Развитие взрослой личности основано на переживаниях раннего детства. Психоанализ предполагает, что личность человека формируется к 5-6 годам и остается относительно неизменной на протяжении всей жизни.

2. Сексуальная этиология. Фрейд считает, что сексуальные потребности изначально заложены в человеке. Ребенок рождается с сексуальным инстинктом, и сексуальная энергия (либидо) сопровождает все развитие личности.

По мнению Фрейда, в своем развитии личность проходит четыре последовательных стадии развития: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Кроме этих фаз в развитии человека присутствует так называемый латентный период, включающий возраст от 6 лет до начала пубертата, т.е. до 11-12 лет. К сожалению, считается непонятным природа такого «провала» в работе либидо. Почему, сопровождая человека с первых дней жизни, либидо на время засыпает, а затем проявляется вновь.

Акцент на термине «психосексуальный» обусловлен тем, что в теории Фрейда главным фактором, влияющим на развитие личности является переход сексуального удовольствия с одной части тела на другую. Согласно Фрейду в каждый период времени на теле человека существует одна определенная зона, доставляющая максимальное сексуальное удовольствие. Таким образом, психосексуальное развитие – это биологически определенная последовательность, развивающаяся в низменном порядке и присущая всем людям, независимо от социального и культурного статуса. Тем не менее, социальная среда на каждом этапе оказывает значительное влияние на развитие личности, основное влияние заключается в формировании установок и ценностей Супер-Эго.

На каждой стадии развития ребенка со стороны родителей может проявляться две формы поведения: сверхзаботливость и фрустрация. При фрустрации инстинктоидные потребности ребенка – кусание, сосание и т.д. – не находят своего удовлетворения полностью. В более позднем возрасте это может быть причиной агрессивности и недоверия по отношению к внешнему миру.

При сверхзаботливости родители или воспитатели чрезмерно потакают потребностям ребенка, что в дальнейшем может выражаться в отсутствии чувства независимости, несамостоятельности и некомпетентности.

Из теории психосексуальных стадий развития следует обоснование такого механизма, как регрессия, т.е. взрослый человек, находясь в состоянии стресса, т.е. когда он не может получить удовольствие путем, характерным для его «сегодняшней стадии развития», возвращается к детским формам эротизма и получения удовольствия. Примеры: сосание пальца, грызение ногтей, ручек, желание выпить спиртного.

По Фрейду регрессия – это особый случай фиксации человека на определенной стадии развития. Чем сильнее фиксация, тем выше вероятность регрессии. Фиксация – это задержка или остановка на определенной стадии психосексуального развития, она представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой, приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца ребенком 9-10 лет свидетельствует фиксации на оральной стадии.

Страницы: 1 2


Родительское собрание Тема: Особенности подросткового возраста
Существуют различные подходы периодизации подросткового возраста, когда он начинается, сколько продолжается. Границы этого периода достаточно неопределённы. Если рассматривать младший подростковый возраст (11-13 лет), пользуясь периодизацией Эльконина Д.Б., особенности которого представлены Кулагиной И.Ю., то подростковый возраст обусло ...

Анализ результатов констатирующего эксперимента. Исследование уровня эмпатии
Опишем результаты, полученные нами в ходе экспериментального исследования. Началом исследования послужила диагностика уровня сопереживания среди испытуемых врачей, для этих целей мы использовали методику «Диагностики уровня эмпатии» И.М. Юсупова. В ходе диагностики мы получили данные, которые представлены на рисунке 1, индивидуальные п ...

Выводы
Итак, уровень притязаний – это разница между уровнем трудности выбираемых субъектом целей, формирующихся в результате прошлого опыта, оценки своих способностей и возможностей и результатом действия, направленного на достижение данной цели. В нашем исследовании уровень притязаний выявляется у студентов, учащихся на бюджетной и платной ф ...