Развитие личностиСтраница 1
В развитии личности человека психоанализ делает упор на двух предпосылках.
1. Генетика. Развитие взрослой личности основано на переживаниях раннего детства. Психоанализ предполагает, что личность человека формируется к 5-6 годам и остается относительно неизменной на протяжении всей жизни.
2. Сексуальная этиология. Фрейд считает, что сексуальные потребности изначально заложены в человеке. Ребенок рождается с сексуальным инстинктом, и сексуальная энергия (либидо) сопровождает все развитие личности.
По мнению Фрейда, в своем развитии личность проходит четыре последовательных стадии развития: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Кроме этих фаз в развитии человека присутствует так называемый латентный период, включающий возраст от 6 лет до начала пубертата, т.е. до 11-12 лет. К сожалению, считается непонятным природа такого «провала» в работе либидо. Почему, сопровождая человека с первых дней жизни, либидо на время засыпает, а затем проявляется вновь.
Акцент на термине «психосексуальный» обусловлен тем, что в теории Фрейда главным фактором, влияющим на развитие личности является переход сексуального удовольствия с одной части тела на другую. Согласно Фрейду в каждый период времени на теле человека существует одна определенная зона, доставляющая максимальное сексуальное удовольствие. Таким образом, психосексуальное развитие – это биологически определенная последовательность, развивающаяся в низменном порядке и присущая всем людям, независимо от социального и культурного статуса. Тем не менее, социальная среда на каждом этапе оказывает значительное влияние на развитие личности, основное влияние заключается в формировании установок и ценностей Супер-Эго.
На каждой стадии развития ребенка со стороны родителей может проявляться две формы поведения: сверхзаботливость и фрустрация. При фрустрации инстинктоидные потребности ребенка – кусание, сосание и т.д. – не находят своего удовлетворения полностью. В более позднем возрасте это может быть причиной агрессивности и недоверия по отношению к внешнему миру.
При сверхзаботливости родители или воспитатели чрезмерно потакают потребностям ребенка, что в дальнейшем может выражаться в отсутствии чувства независимости, несамостоятельности и некомпетентности.
Из теории психосексуальных стадий развития следует обоснование такого механизма, как регрессия, т.е. взрослый человек, находясь в состоянии стресса, т.е. когда он не может получить удовольствие путем, характерным для его «сегодняшней стадии развития», возвращается к детским формам эротизма и получения удовольствия. Примеры: сосание пальца, грызение ногтей, ручек, желание выпить спиртного.
По Фрейду регрессия – это особый случай фиксации человека на определенной стадии развития. Чем сильнее фиксация, тем выше вероятность регрессии. Фиксация – это задержка или остановка на определенной стадии психосексуального развития, она представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой, приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца ребенком 9-10 лет свидетельствует фиксации на оральной стадии.
Понятие о восприятии
Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов (что-то горячее обожгло, что-то яркое блеснуло впереди и т.д.), то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Оно предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восп ...
Психокоррекционная программа по коррекции акцентуаций характера у
подростков
Пояснительная записка: данная программа была разработана как форма активного воздействия, целью которого является коррекция акцентуаций характера у подростков. Задачами программы являются:
• развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других;
• развитие способности к самоанализу, самопознанию;
• повышение с ...
СЯМ
ЦОВ
ГАЛ
ДИБ
ЗУГ
ЛЕЖ
МЫЧ
РЯБ
ТОР
СЮД
Обработанные результаты запоминания были усреднены, результаты их сведены в таблицу 5.
Таблица 5.
Кол-во повторений
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Запомненно слогов
5
7,5
10
12
17
18,3
19
19,2
20
Изобразим таблицу графически ( ...