Информация » Психология личности » Развитие личности

Развитие личности
Страница 1

В развитии личности человека психоанализ делает упор на двух предпосылках.

1. Генетика. Развитие взрослой личности основано на переживаниях раннего детства. Психоанализ предполагает, что личность человека формируется к 5-6 годам и остается относительно неизменной на протяжении всей жизни.

2. Сексуальная этиология. Фрейд считает, что сексуальные потребности изначально заложены в человеке. Ребенок рождается с сексуальным инстинктом, и сексуальная энергия (либидо) сопровождает все развитие личности.

По мнению Фрейда, в своем развитии личность проходит четыре последовательных стадии развития: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Кроме этих фаз в развитии человека присутствует так называемый латентный период, включающий возраст от 6 лет до начала пубертата, т.е. до 11-12 лет. К сожалению, считается непонятным природа такого «провала» в работе либидо. Почему, сопровождая человека с первых дней жизни, либидо на время засыпает, а затем проявляется вновь.

Акцент на термине «психосексуальный» обусловлен тем, что в теории Фрейда главным фактором, влияющим на развитие личности является переход сексуального удовольствия с одной части тела на другую. Согласно Фрейду в каждый период времени на теле человека существует одна определенная зона, доставляющая максимальное сексуальное удовольствие. Таким образом, психосексуальное развитие – это биологически определенная последовательность, развивающаяся в низменном порядке и присущая всем людям, независимо от социального и культурного статуса. Тем не менее, социальная среда на каждом этапе оказывает значительное влияние на развитие личности, основное влияние заключается в формировании установок и ценностей Супер-Эго.

На каждой стадии развития ребенка со стороны родителей может проявляться две формы поведения: сверхзаботливость и фрустрация. При фрустрации инстинктоидные потребности ребенка – кусание, сосание и т.д. – не находят своего удовлетворения полностью. В более позднем возрасте это может быть причиной агрессивности и недоверия по отношению к внешнему миру.

При сверхзаботливости родители или воспитатели чрезмерно потакают потребностям ребенка, что в дальнейшем может выражаться в отсутствии чувства независимости, несамостоятельности и некомпетентности.

Из теории психосексуальных стадий развития следует обоснование такого механизма, как регрессия, т.е. взрослый человек, находясь в состоянии стресса, т.е. когда он не может получить удовольствие путем, характерным для его «сегодняшней стадии развития», возвращается к детским формам эротизма и получения удовольствия. Примеры: сосание пальца, грызение ногтей, ручек, желание выпить спиртного.

По Фрейду регрессия – это особый случай фиксации человека на определенной стадии развития. Чем сильнее фиксация, тем выше вероятность регрессии. Фиксация – это задержка или остановка на определенной стадии психосексуального развития, она представляет собой неспособность продвижения от одной психосексуальной стадии к другой, приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для той стадии, на которой произошла фиксация. Например, упорное сосание пальца ребенком 9-10 лет свидетельствует фиксации на оральной стадии.

Страницы: 1 2


Виды валидности при оценке психологического эксперимента
Виды валидности – это направления сравнений реально проводимых экспериментов с мысленными образцами. Оценка валидности связана как с оценкой реализации выбранных форм экспериментального контроля, так и с оценкой системы умозаключений при организации исследования с точки зрения следования нормативам экспериментального вывода. Нормативы, ...

Развитие личности
Хорни соглашалась с Фрейдом в том, что детские переживания играют важную роль в формировании зрелой личности. При этом она отвергала мнение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий. Хорни считала, что решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения ребенка с родителями. По Хорни, в детстве у чело ...

Теплов Борис Михайлович (1896-1965)
Борис Михайлович Теплов родился 20 октября 1896 г. в Туле, где и провел детские и юношеские годы. В 1914 г. он поступил на философское отделение филолого-исторического факультета Московского университета, но учеба была прервана службой в армии. В результате закончить университет ему удалось только в 1921 г. Кроме университета, в 1921 г. ...