Информация » Функции и задачи родителей на разных этапах родительства » Этапы родительства, функции и задачи родителей на этих этапах

Этапы родительства, функции и задачи родителей на этих этапах

В жизни семьи, как динамической системе, исследователи выделяют определённые стадии. Одной из таких стадий, по мнению Ильина [10], является стадия рождения детей. С появлением ребёнка Ильин [10] рассматривает семью как принципиально новый организм и считает, что только в связи с этим событием у мужчины и женщины появляется родительский инстинкт.

В отличие от Ильина [10], Г. Г. Филиппова [28] считает, что родительский инстинкт начинает формироваться уже с детства. Это происходит за счёт подражания взрослым, общения и игр с другими детьми, например, в «дочки-матери».

Таким образом, проанализировав эти два мнения, мы можем отметить, что родительский инстинкт появляется не с рождением ребёнка, а на много раньше, в раннем детстве, когда ещё только будущие мамы и папы начинают играть в «семью». Более того, многие психологи (Эриксон [24], Г. Г. Филиппова [28], А. Спиваковская [26]) считают, что ребёнок, играя в «дочки - матери», подсознательно усваивает многие приёмы психологических и педагогических воздействий и, став взрослыми, используют их в воспитании собственных детей.

Тем не менее, появление детей в семье – большая дополнительная ответственность. Это совершенно новая жизненная ситуация, требующая новых взглядов на семью и семейные проблемы. Если раньше, говоря о семье на первых стадиях её развития, не включающую детей, психологи отмечали только мужеско – женские отношения [10], то с появлением ребёнка на них стали накладываться отношения родителей и детей.

Первыми наставниками в жизни каждого ребёнка являются родители. Вот почему именно родители должны ясно сознавать и постоянно помнить, что роль отца и матери чрезвычайно важна для общества. Общество заинтересовано в том, чтобы родительская забота принесла общественно полезные плоды, а значит и в том, чтобы этому не помешали чрезмерная занятость родителей, отсутствие взаимопонимания между супругами, утрата взаимопонимания между родителями и детьми.

Воспитание детей – не простая задача. Здесь нельзя действовать методами приказа, нажима, навязывания своего мнения. Поэтому проблема воспитания детей в семье одна из сложных и многогранных.

О. В. Ильин в своей книге «Археология детства» [10] выделяет четыре принципа семейного воспитания:

1) Семья должна стать для ребёнка естественной школой духовной любви. Ведь человеку, не имевшему возможности наблюдать и получать такую любовь в детстве, бывает крайне трудно научится ей в последствии;

2) Семья призвана передать ребёнку религиозную, культурную, историческую и национальную традиции;

3) Семья должна дать ребёнку чувство внутренней свободы и одновременно научить его тому, что неотделимо от ответственности. Ведь только целиком принимая ответственность за свои поступки и идя на осознанный риск, ребёнок может стать подлинным хозяином своей жизни.

4) Семья должна воспитывать в ребёнке здоровое чувство частной собственности и прививать практические навыки хозяйствования и построения собственного благополучия.

Нужно заметить, что функции родителей – это динамическая система, зависящая, прежде всего от возраста ребёнка.

Л. Матвеева [14] выделяет такие этапы родительства и присущие этим этапам особенности возраста ребёнка:

1) Раннее младенчество (до 1 года). В это время для ребёнка огромное значение имеют любовь, привязанность. Если потребность в общении и любви на этом этапе не удовлетворяется, он может вырасти замкнутым, отстранённым от окружающего мира.

2) Позднее младенчество и раннее детство (от 1 года до 5 лет). На этом этапе становление самостоятельности и уверенности зависит от характера общения со взрослыми.

3) Дошкольный и младшешкольный период ( от 5 до 11 лет) . На этом этапе ребёнок учится ставить перед собой цели и решать задачи; отмечается стремление к похвале.

4) Подростковый период и юность (от 11 до 17 лет). На этом этапе в поведении ребёнка характерна ориентация на нормы взрослых.


Лечебно-охранительный режим невротических больных в условиях стационара
Значение человеческой и материальной среды для состояния и развития болезни очевидны. Рекомендуя лечение средой и лечебно - охранительный режим, исходя из данных психотерапевтических направлений, особенно тех, которые более глубоко занимаются изучением взаимоотношений между больным и персоналом, а также из теории о высшей нервной деяте ...

Статистические решения и формальное планирование
Формальное планирование как выбор схем сочетается с обоснованием достоверности или значимости получаемых эмпирических результатов. Выделяют следующие задачи формального планирования исследования: обеспечение валидности эксперимента, обеспечение условий для принятия решений об экспериментальном эффекте, или эффекте действия НП, и примене ...

Методы психологических исследований
Наблюдение. Это первый из методов, применяемых для сбора первичных данных. Он имеет несколько различных вариантов: а) внешнее наблюдение - это способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения за ним со стороны; б) внутреннее наблюдение или самонаблюдение – применяется тогда, когда исследователь ставит ...