Информация » Психология личности » Психосоциальные стадии развития личности

Психосоциальные стадии развития личности
Страница 1

1. Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие. Младенчество соответствует оральной стадии Фрейда и длится до 1 года жизни. В этот период ребенок испытывает абсолютное чувство доверия, или уверенности. Внешний мир для него – абсолютно спокойное и приятное чувство уверенности во многом бессознательно в этот период.

По Эриксону, степень развития у ребенка чувство доверия зависит от качества материнской любви и ласки. Доверие не зависит от пищи или родительской нежности. Оно связано со способностью матери передать ребенку чувство узнаваемости, постоянства, причем младенцы должны доверять не только внешнему миру, но и внутреннему, они должны научиться доверять себе и научиться командовать своими физиологическими побуждениями. Развитие чувства доверия наблюдается тогда, когда ребенок спокойно переносит отсутствие матери

.

В то же время ненадежность, несостоятельность матери, отвержение ею ребенка способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Чувство недоверия может усилится тогда, когда мать неожиданно отдаляется от ребенка (начинает работать, рождает следующего ребенка). Также чувство недоверия усиливается тогда, когда родители по разному относятся к воспитанию ребенка, он постоянно находится в состоянии неопределенности.

Укрепление чувство доверия в младенчестве нужно для того, чтобы дать человеку в дальнейшем возможность переживать фрустрации безмятежных психических последствий. Здоровое, нормальное развитие не есть просто развитие абсолютного чувства доверия. Удовлетворительное разрешение первого психосоциального кризиса это определение оптимального баланса между доверием и недоверием. Успешное разрешение кризиса и доверия – недоверия и приводит к проявлению у человека такого качества, как надежда

, т.к. доверие переходит в способность человека надеяться.

2. Раннее детство: автономия – стыд. Приобретаемое чувство доверия дает ребенку некоторую самостоятельность или «автономию». Этот период соответствует анальному периоду Фрейда, т.е. возрасту 2-х – 3-х лет. До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от окружения почти полностью, зависят от окружения, но теперь у них развиваются начальные локомоторные навыки и они начинают исследовать свое окружение и действовать более независимо. Дети очень любят исследовать окружающий мир. Их установкой становятся: «Я то, что я могу

».

Удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит от того, насколько родители дают детям самим контролировать свои действия. Автономия не означает, что ребенок получает неограниченную свободу. Автономия – это

способность ребенка делать разумный выбор в определенных рамках

.

Эриксон считал, что стыд у ребенка – это чувство, обратное автономии, это некий гнев на самого себя. Стыд появляется тогда, когда родители сами делают за детей то, что те могут сделать сами, или если родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сделать не в состоянии.

Положительное разрешение этого кризиса приводит к развитию у человека силы воли. Человек с одной стороны имеет развитое чувство доверия, с другой – адекватно себя воспринимает в рамках функциональной автономии. Социальное выражение автономии - система правопорядка

. Как и родители, закон должен быть справедливым и уважать права других, если общество хочет, чтобы его члены были в состоянии принять ограниченную автономию.

3. Возраст игры: инициатива – вина. Возраст игры соответствует дошкольному возрасту или фаллическому периоду в теории Фрейда. Общество требует от ребенка в этом возрасте активности, решения новых задач, похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется примитивная собственность и ответственность за нее.

В это время главным чувством ребенка становится: «Я – то, что я буду

». Результатом этой стадии развития личности становится баланс инициативы и вины. Это зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственной воли. Если они поощряют фантазию, любознательность и творчество ребенка, то он чувствует поддержку своей инициативы. Чувство вины развивается у детей, которым не позволяют действовать самостоятельно. Кроме того, ребенок чувствует вину, если его наказывают за проявление любви к родителю противоположного пола. Эриксон соглашался с Фрейдом о сексуальной природе кризиса развития (ядерный комплекс), но его теория шире, она охватывает более широкую социальную сферу.

Социальная реализация степени инициативности это экономическая система общества

. Если ребенок способен разрешить кризис этой фазы, то он будет способен плодотворно трудиться в будущем.

Страницы: 1 2 3


Конформность как акцентуация характера
Эксперименты Эша дали большое количество новой информации о конформном поведении и открыли дорогу для многих более поздних исследований. Картина конформной акцентуации в характерологических исследованиях вырисовывалась очень постепенно. Еще в конце прошлого столетия Т.Рибо описал "аморфный тип" характера, якобы лишенный каких- ...

Системный подход к пониманию сущности феномена родительства.
Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие: 1) Феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи. 2) Феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях: a) как сложную комплексную структуру индивид ...

Функции и задачи родителей на этапе позднего младенчества и раннего детства.
Возраст от одного года до трёх лет многие психологи называют «ходячим детством» [17] из – за неуверенных первых шагов малышей и потому что эти первые шаги к взрослению. Вообще «ходячее детство» во многих отношениях является переходным периодом, так как именно в это время дети совершенствуют многие свои навыки и умения. Психологи счита ...