Информация » Психология личности » Психосоциальные стадии развития личности

Психосоциальные стадии развития личности
Страница 2

4. Школьный возраст: трудолюбие – неполноценность. Этот психосоциальный период продолжается от 6 до 12 лет. В начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные звания, обучаясь в школе. В этом возрасте у ребенка резко увеличиваются способность к логическому мышлению самодисциплине, а также способность выстраивать свое поведение в соответствии с социальными нормами и эффективно адаптироваться в среде сверстников.

В этом возрасте комплекс Эдипа уже в значительной степени сублимирован и выражается во внутреннем стремлении к мужественности. В понимании Эриксона ролевая идентификация в этом возрасте касается не только родителя одного с ребенком пола, но и всего социума. В этом возрасте также формируется экономическая сторона социальной жизни человека

, если он будет инициативен, то в его поведении будут преобладать предпринимательские черты, он не будет просто рабочей силой.

5. Юность: Эго-идентичность – ролевое смешение. В теории личности Эриксона юность включает в себя период от 12-13 лет до 19-20 лет. В этом возрасте человек сталкивается с новыми социальными требованиями и новыми социальными ролями, которые ему приходится выполнять.

Компонент личности, который формируется при положительном решении кризиса в этом возрасте – это так называемая Эго-идентичность

. Подросток должен собрать воедино знания о себе и своих социальных ролях (сын, дочь, студент, спортсмен, музыкант, пионер, хорист, друг и т.д.). Человек должен собрать эти знания в свою личную идентичность, которая представляет собой осознание себя, как в прошлом, так и в будущем.

Главное в позитивном разрешении кризиса Эго-идентичности заключается в том, чтобы подросток смог бесконфликтно собрать вместе свои социальные роли. Эго-идентичность представляет собой способность уравновешивать свои потребности со своими социальными возможностями и одаренностью. Чувство Эго-идентичности дает возможность почувствовать уверенность.

Результат кризиса, разрешившегося негативно – это ролевое смешение. В этом случае в человеке конфликтуют требования общества и внутренние возможности. Подросток ощущает свою неприспособленность, никчемность, деперсонализацию. Но не достижение Эго-идентичности на одной стадии не означает «проклятья на всю жизнь». Жизнь – это бесконечные изменения и ролевое смешение на одном этапе не обязательно приводят к необратимым последствиям.

В большинстве социальных систем существует определенный интервал между юностью и взрослостью. Таким интервалом часто является система высшего образования, которая дает подросткам попробовать себя в разных социальных ролях, чтобы решить, что им нужно. Другие примеры: в Западной Европе молодые люди много путешествуют, приобщаются к различным культурам и религиям, прежде чем найдут свое место в обществе.

Психологическое качество, которое приобретает человек в этом возрасте это верность

, т.е. способность быть привязанным к определенной системе ценностей. Социальным результатом этого кризиса Эриксон считает идеологию

, т.е. образ мира, необходимый для поддержания коллективного чувства идентичности.

6. Ранняя зрелость: интимность – изоляция (20-25 лет). Эта стадия соответствует периоду ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. В этом возрасте люди уже встают на ноги. Как и Фрейд, Эриксон считал, что только в этом возрасте люди становятся способны к полноценным интимным отношениям, как в сексуальном, так и социальном плане.

До этого времени сексуальные отношения – это способ достижения Эго-идентичности, а теперь сексуальные отношения это способ реализации интимности. Эриксон считал, что интимность это способность разделить свою идентичность с идентичностью другого человека, не боясь, что потеряешь что-то. Именно этот социальный аспект интимности, Эриксон рассматривал, как необходимое условие прочного брака. Он считает, что настоящего чувства интимности нельзя достигнуть до тех пор, пока не достигнута ролевая идентичность. Таким образом, интимность в понимании Эриксона это больше чем сексуальная близость, это симпатия, открытость между друзьями, способность целиком отдать себя кому-то.

Обратная сторона медали – излишняя поглощенность собой или избегание отношений с людьми. Такие люди ограждают себя от интимности, так как боятся повышенных требований и риска, связанных с ней. Человек, не достигший необходимого уровня интимности, во-первых, вступает только в формальные, поверхностные контакты с сослуживцами, во-вторых, может сформироваться в антисоциальный тип личности.

Положительным качеством, которое человек может вынести из этого кризиса является любовь

. По Эриксону, любовь – это способность проявлять заботу, уважение и ответственность. Социальным отражением этого периода является этика

Страницы: 1 2 3


Последний штрих. Обобщение ответа
Ответ почти закончен, но именно на этом этапе на сцену выходит такая важнейшая вещь, как правильное завершение ответа. Оно, как последний штрих в рисунке, в пределе может сделать его или гениальным - или бездарным. Ответ, конечно же, нужно обобщить. Обобщение, однако, не должно сводиться к простому повторению наиболее важных положений о ...

формирование интереса к чтению
Перед тем как начать обучение ребенка чтению, необходимо, чтобы у него появился к этому хоть какой-нибудь интерес. Без наличия такого интереса обучение либо не пойдет, либо станет для малыша настоящей пыткой. Психологи говорят: нужно сформировать мотивацию к чтению. Каким же образом следует это делать? Есть только два способа: как мож ...

Мотивы вступления в брак
Главное в любви – умение ждать. Молодым кажется, что любовное чувство соответствует лишь молодому возрасту. И если тебя не осенила любовь в 18—20 лет, то ничего уже больше в жизни не будет. В действительности дело обстоит по-другому. Более того, наблюдая людей в самых разных возрастах, трудно сказать, какая любовь ярче – молодого юноши ...