Информация » Специфика восприятия самого себя и других людей младшими школьниками с умственной отсталостью » Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком

Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком
Страница 1

Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, интонация голоса, а также различные сочетания этих факторов – все это имеет определенное социально-перцептивное содержание и несет информацию о внутренних состояниях и характеристиках человека.

Невербальные коммуникации обычно осуществляются совместно с речевыми и всегда как часть ситуации, которая передает контекст. Особенностями невербальных сообщений являются их ситуативность – они указывают на состояние человека и его отношение к окружающему в данный момент; синтетичность – экспрессивное поведение воспринимается комплексно, отдельные единицы невербальных сигналов трудно выделить; непроизвольность – многие невербальные сигналы спонтанны [24].

Исследователи выделяют следующие функции невербальных сообщений, которые важно учитывать [18]:

1. В процессе невербального общения человек получает информацию о личности коммуникатора. Это сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии, его личностных свойствах и качествах, «Я-образе» и самооценке, коммуникативной компетентности, социальном статусе и принадлежности к определенной группе или субкультуре.

2. Получает информацию об отношении участников коммуникации друг к другу, которая включает сведения о желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность), характере взаимоотношений, их динамике.

Отечественные психологи обращаются к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидуально-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека [1, 24]. Особенно актуальными становятся выводы психологии невербального общения в связи с развитием социальной психотерапии, социально-психологического тренинга.

Л. М. Шипицына выделяет четыре формы невербальных средств общения, каждая из которых использует свою знаковую систему [38, с.24]:

1) кинетика – система знаков, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику. Представляет собой свойство общей моторики различных частей тела (рук, лица, позы) отображать его эмоциональные реакции.

2) паралингвистика – система знаков, представляющая собой «добавки» к вербальному общению: вокализация (качество голоса, его диапазон, тональность); паузирование, покашливание, смех, плач; темп речи.

3) проксемика – пространственная и временная организация пространства человека.

4) визуальное общение – «контакт глаз», т.е. знаки, представляемые движениями глаз.

Структура опознания эмоций обуславливается их двойственной природой, следствием взаимосвязи психофизиологических процессов. Эмоциональные состояния формируются на висцеральном, соматическом и психическом уровнях. Эти три составляющие эмоционального процесса тесно связаны между собой и вместе с тем обладают определенной степенью независимости; взаимосвязь и интеграция этих составляющих приводит к формированию конкретного состояния. А. А. Бодалев пишет, что эмоциональные состояния могут быть дифференцированы на основе мимики и существуют общие компоненты в выражении определенных эмоций [28].

В. А. Барабанщиков считает, что лицо представляет собой своеобразный экран, на котором с большей или меньшей полнотой отображается динамика актуальных переживаний человека. Благодаря этому оно выполняет сигнальную и регулятивную функции, выступая в качестве одного из каналов невербальной коммуникации [5].

Мимика – это сокращение различных мышц лица для выражения своих переживаний и отношения к чему- или кому-либо. Мимика является одним из средств экспрессивного проявления эмоций. По выражению лица можно также предугадать намерения человека [13, c. 55-56].

Б. С. Волков пишет о двойственной природе мимики, что может приводить к неоднозначности толкования эмоциональных выражений: во-первых, мимика обусловлена врожденными формами отражения фундаментальных эмоций на лице (страх, радость, боль), а, во-вторых, она обусловлена социальными нормами взаимоотношений людей [9].

Однако, как отмечает Л. М. Шипицына, у всех людей имеются большие «способности» к распознаванию основных эмоций по выражению лица, а передача эмоциональных состояний – одна из главных функций лицевой мимики. При этом основную информационную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Выражения лица весьма выразительны, очень хорошо видимы для окружающих, достаточно осознаваемы и контролируемы. [38, с.26]

Страницы: 1 2


Понятие и виды девиантного поведения
Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью статуса, определяющего положение человека в обществе. Однако ...

Требования, выдвигаемые к профессиональным знаниям и навыкам оперативного персонала
· Рассматривая деятельность оператора, можно кратко сформулировать требования к его профессиональным знаниям,умениям и навыкам. Оператор должен обладать способностью: приема информации с наименьшим количеством ошибок; логического мышления и доведения навыков мышления до суждений-инструкций, т.е. доведения навыков принятия решений до с ...

Виды мышления
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, кото ...