Информация » Специфика восприятия самого себя и других людей младшими школьниками с умственной отсталостью » Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком

Невербальные средства общения в процессе восприятия человека человеком
Страница 1

Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль поведения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение во время разговора, пространственная ориентация по отношению к партнерам, интонация голоса, а также различные сочетания этих факторов – все это имеет определенное социально-перцептивное содержание и несет информацию о внутренних состояниях и характеристиках человека.

Невербальные коммуникации обычно осуществляются совместно с речевыми и всегда как часть ситуации, которая передает контекст. Особенностями невербальных сообщений являются их ситуативность – они указывают на состояние человека и его отношение к окружающему в данный момент; синтетичность – экспрессивное поведение воспринимается комплексно, отдельные единицы невербальных сигналов трудно выделить; непроизвольность – многие невербальные сигналы спонтанны [24].

Исследователи выделяют следующие функции невербальных сообщений, которые важно учитывать [18]:

1. В процессе невербального общения человек получает информацию о личности коммуникатора. Это сведения о темпераменте человека, его эмоциональном состоянии, его личностных свойствах и качествах, «Я-образе» и самооценке, коммуникативной компетентности, социальном статусе и принадлежности к определенной группе или субкультуре.

2. Получает информацию об отношении участников коммуникации друг к другу, которая включает сведения о желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность), характере взаимоотношений, их динамике.

Отечественные психологи обращаются к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидуально-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека [1, 24]. Особенно актуальными становятся выводы психологии невербального общения в связи с развитием социальной психотерапии, социально-психологического тренинга.

Л. М. Шипицына выделяет четыре формы невербальных средств общения, каждая из которых использует свою знаковую систему [38, с.24]:

1) кинетика – система знаков, включающая в себя жесты, мимику и пантомимику. Представляет собой свойство общей моторики различных частей тела (рук, лица, позы) отображать его эмоциональные реакции.

2) паралингвистика – система знаков, представляющая собой «добавки» к вербальному общению: вокализация (качество голоса, его диапазон, тональность); паузирование, покашливание, смех, плач; темп речи.

3) проксемика – пространственная и временная организация пространства человека.

4) визуальное общение – «контакт глаз», т.е. знаки, представляемые движениями глаз.

Структура опознания эмоций обуславливается их двойственной природой, следствием взаимосвязи психофизиологических процессов. Эмоциональные состояния формируются на висцеральном, соматическом и психическом уровнях. Эти три составляющие эмоционального процесса тесно связаны между собой и вместе с тем обладают определенной степенью независимости; взаимосвязь и интеграция этих составляющих приводит к формированию конкретного состояния. А. А. Бодалев пишет, что эмоциональные состояния могут быть дифференцированы на основе мимики и существуют общие компоненты в выражении определенных эмоций [28].

В. А. Барабанщиков считает, что лицо представляет собой своеобразный экран, на котором с большей или меньшей полнотой отображается динамика актуальных переживаний человека. Благодаря этому оно выполняет сигнальную и регулятивную функции, выступая в качестве одного из каналов невербальной коммуникации [5].

Мимика – это сокращение различных мышц лица для выражения своих переживаний и отношения к чему- или кому-либо. Мимика является одним из средств экспрессивного проявления эмоций. По выражению лица можно также предугадать намерения человека [13, c. 55-56].

Б. С. Волков пишет о двойственной природе мимики, что может приводить к неоднозначности толкования эмоциональных выражений: во-первых, мимика обусловлена врожденными формами отражения фундаментальных эмоций на лице (страх, радость, боль), а, во-вторых, она обусловлена социальными нормами взаимоотношений людей [9].

Однако, как отмечает Л. М. Шипицына, у всех людей имеются большие «способности» к распознаванию основных эмоций по выражению лица, а передача эмоциональных состояний – одна из главных функций лицевой мимики. При этом основную информационную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). Выражения лица весьма выразительны, очень хорошо видимы для окружающих, достаточно осознаваемы и контролируемы. [38, с.26]

Страницы: 1 2


Алхимики: несколько маргинальных фигур
В средневековых представлениях об образе, без сомнения, отражаются их дуалистическая онтотеологическая природа, совпадающая с базовой моделью копирования. Образ все еще трактуется как репрезентация, вторичное сознательное представление. По мере того, как мы движемся от средневековой онтотеологии к схоластике XIII-XIV веков и занимающейс ...

Теория трех ступеней детского развития
Исследователи в европейских странах в большей степени были заинтересованы в анализе качественных особенностей процесса развития. Их интересовали стадии или этапы развития поведения в фило- и онтогенезе. Так, после работ И. П. Павлова, Э. Торндайка, В. Келлера австрийский психолог К. Бюлер предложил теорию трех ступеней развития: инстинк ...

Развитие фантазии кружковых занятий по живописи. Понятие и сущность фантазии
Многие дети любят фантазировать. Порой родителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка от реальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит ли поощрять ее развитие или вести с ней решительную борьбу? Как определить где фантазия, а где ложь? Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из так ...