Информация » Психология личности » Теория типов личности (Ганс Юрген Айзенк)

Теория типов личности (Ганс Юрген Айзенк)

Айзенк является продолжателем теории Кеттелла. Он также считает, что главным способом изучения личности является факторный анализ. Но в отличие от Кеттелла он считает, что для объяснения большей части поведения человека необходимо не более трех суперчерт

. Такие суперчерты Айзенк называл типами личности.

Айзенк полагает, что черты и типы личности определяются прежде всего генетически, а ситуационные воздействия или влияние окружающей среды имеет вторичное значение. Суть теории Айзенка в том, что элементы личности могут быть расположены иерархически. У человека присутствуют определенные суперчерты или типы, которые оказывают мощное влияние на поведение. Каждая из суперчерт состоит из нескольких составных черт. Эти составные черты являются как бы продолжением суперчерты, т.е. специфическими качествами, присущими этому типу личности. Черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые формируются из множества специфических реакций.

Например, тип личности экстраверсия характеризуется такими чертами как живость, активность, стремление к успеху и т.п. Такая специфичная черта, как общительность характеризуется привычными реакциями: привычка разговаривать с другими, посещать вечеринки и т.п. Все это обусловлено набором специфических реакций: привычка улыбаться и протягивать руку при встрече.

Тип личности в теории Айзенка – это не количественный показатель, а скорее некая интегральная количественная оценка. Например, понятие экстраверсия представляет собой диапазон с верхними и нижними пределами, внутри которого находятся люди, в соответствии с выраженностью этого качества.


Темперамент и общение.
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими Людьми, а, следовательно, в зна­чительной степени определяет психологическую совмес­тимость или несовместимость людей. В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, спе­циально изучающий динамические характеристики пси­хики человека, писал: «Представьте себе две рек ...

Социальная природа преступности
Механизм любого индивидуального поведения, в т.ч. и противоправного, не может быть правильно понят, если не учитывать те социальные явления и процессы, которые происходят в обществе. Индивидуальное отражает социальное (хотя и не всегда адекватно) и должно изучаться в тесной связи с ним. Вот почему, прежде чем анализировать механизм инди ...

Психолого-педагогические исследования перцептивной стороны общения у детей с нарушением интеллекта
Одновременно с развитием психической деятельности ребенка, формированием у него потребности в общении, познании происходит развитие процесса восприятия человека человеком и самого себя. Развитие опыта восприятия межличностного взаимодействия целенаправленно воздействует на развитие социально-перцептивных способностей. Так, слабовыражен ...