Информация » Психология личности » Основные принципы социально-когнитивной теории

Основные принципы социально-когнитивной теории

1. Отрицание интрапсихических сил. Бандура считал, что психодинамические теории, хотя и объясняют многое, не могут объяснить всю сложность и многообразие реакций человека. С такой точки зрения внутренняя реальность, состоящая из влияний и мотивов, не может объяснить явные колебания частоты и силы данного поведения в различных ситуациях по отношению к различным людям в различных социальных ролях (Пример: реакция ребенка на мать)

2. Взаимный детерминизм. Для Бандуры индивиды не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими влияние окружения – они обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь.

С точки зрения Бандуры, люди не управляются интрапсихическими сигналами и не реагируют на окружение. Такой подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения.

Разработанная Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно так же частично является продуктом поведения человека, т.е. люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение.

3. Подкрепление не обязательно. Современные бихевиористы делают акцент на подкреплении, как на необходимом условии для приобретения, сохранения и модификации поведения. Бандура не рассматривает подкрепление, как единственный способ, при помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется поведение. Наше поведение во многом регулируется предвидимыми последствиями. (Например, не ждем пожара, чтобы застраховать дом). Таким образом, в центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура делает акцент на том, что многие навыки приобретаются посредством примера. Таким образом, научение происходит через наблюдение или пример, а не через прямое подкрепление.

4. Саморегуляция. Важное место социально-когнитивная теория отводит саморегуляции человека. Бандура утверждает, что высшие психические механизмы, например интеллект, дают нам возможность воздействовать на окружение. Мы сохраняем и производим опыт посредством вербальных и образных репрезентаций и в дальнейшем он служит ориентиром нашего поведения.


Виды мышления
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, кото ...

Механизмы развития мотивации человека
Содержание того, что в принципе способно мотивировать человека, буквально безгранично, так как все, что произведено и производится обществом как в материальной, так и духовной сферах, в конечном счете осуществляется конкретными людьми, которые к неисчислимым видам деятельности побуждаются столь же разнообразной мотивацией. Описывать дан ...

Специфика отклоняющегося развития при тотальном и частичном дефекте
Картина отклоняющегося развития при частичных нарушениях, в сравнении с тотальными расстройствами, значительно сложнее, так как первичный дефект может быть представлен у детей в различной степени. Ярче всего это проявляется в дефектах анализаторов. Необходимость различения форм и степеней расстройств обусловила создание множества класси ...