Информация » Психология личности » Основные принципы социально-когнитивной теории

Основные принципы социально-когнитивной теории

1. Отрицание интрапсихических сил. Бандура считал, что психодинамические теории, хотя и объясняют многое, не могут объяснить всю сложность и многообразие реакций человека. С такой точки зрения внутренняя реальность, состоящая из влияний и мотивов, не может объяснить явные колебания частоты и силы данного поведения в различных ситуациях по отношению к различным людям в различных социальных ролях (Пример: реакция ребенка на мать)

2. Взаимный детерминизм. Для Бандуры индивиды не являются ни автономными системами, ни простыми механическими передатчиками, оживляющими влияние окружения – они обладают высшими способностями, которые позволяют им предсказывать появление событий и создавать средства для осуществления контроля над тем, что влияет на их повседневную жизнь.

С точки зрения Бандуры, люди не управляются интрапсихическими сигналами и не реагируют на окружение. Такой подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения.

Разработанная Бандурой модель-триада взаимного детерминизма показывает, что хотя на поведение влияет окружение, оно так же частично является продуктом поведения человека, т.е. люди могут оказывать какое-то влияние на собственное поведение.

3. Подкрепление не обязательно. Современные бихевиористы делают акцент на подкреплении, как на необходимом условии для приобретения, сохранения и модификации поведения. Бандура не рассматривает подкрепление, как единственный способ, при помощи которого приобретается, сохраняется или изменяется поведение. Наше поведение во многом регулируется предвидимыми последствиями. (Например, не ждем пожара, чтобы застраховать дом). Таким образом, в центре социально-когнитивной теории лежит положение о том, что новые формы поведения можно приобрести в отсутствие внешнего подкрепления. Бандура делает акцент на том, что многие навыки приобретаются посредством примера. Таким образом, научение происходит через наблюдение или пример, а не через прямое подкрепление.

4. Саморегуляция. Важное место социально-когнитивная теория отводит саморегуляции человека. Бандура утверждает, что высшие психические механизмы, например интеллект, дают нам возможность воздействовать на окружение. Мы сохраняем и производим опыт посредством вербальных и образных репрезентаций и в дальнейшем он служит ориентиром нашего поведения.


Концепции конвергенции и противоречия двух факторов детского развития
В опытах Э. Торндайка (исследование приобретенных форм поведения) подчеркивалась возможность возникновения на инстинктивной основе новых форм поведения. Было показано, что под влиянием среды наследственные формы поведения обрастают приобретенными умениями и навыками. В результате этих исследований появилась уверенность в том, что все в ...

Количественные представления и понятия
Если детям показать 4-5 больших шаров и 7-10 маленьких, то на вопрос: "Где шаров много, а где мало?", можно получить ответ, что много шаров там, где они большие, а мало там, где они маленькие (рис. 68). Опыт работы показывает, что без развития количественных представлении овладение понятием числа, натуральным рядом чисел быва ...

Теоретический обзор проблем общения невротических больных. Общая психологическая характеристика больных с невротическими расстройствами
Термин "невроз" был предложен Кулленом более 200 лет назад - в 1776 году. Из первоначального определения этого страдания сохранилось лишь представление о неврозе как о функциональном нарушении. К концу 19 века сформировалось представление о неврозах как психогенных заболеваниях. Наиболее четкое определение невроза дал В. А Гил ...