Информация » Психология личности » Мотивация: иерархия потребностей

Мотивация: иерархия потребностей
Страница 2

Маслоу предположил, что некоторые типы невротических личностей мотивированы в основном этим типом потребностей. Невротики ведут себя так, как будто завтра – конец света. Они пытаются организовать свой мир, как структуру, в которой не может произойти никаких непредвиденных, а, следовательно, «опасных» событий. Такие люди всегда ищут человека или систему, к которой можно принадлежать, т.е. быть ею защищенным.

3. Потребность в принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения в привязанности с другими в своей семье или группе. Эта потребность так же является врожденной и проявляется в раннем детстве: ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы и получать много ласки. Подростки стремятся найти любовь в форме уважения, через участие в различных группах: религиозных, спортивных, музыкальных и т.д. в юности решающее значение для удовлетворения этой потребности становится сексуальная близость – это форма признания собственной значимости и необходимости для кого-то.

Маслоу выделял два типа любви:

1. D

-

love

– дефицитарная любовь

, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает: секс, самоуважение, общественное признание и т.п. Таким образом, такая любовь больше берет, чем дает.

2. B

-

love

– бытийная любовь

, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Такая любовь касается поощрения в другом человеке всего позитивного, творческого и т.п.

Важно, что Маслоу не соглашался с Фрейдом в том, что любовь – это результат сублимации сексуальных инстинктов. Скорее наоборот, полноценные сексуальные отношения могут возникнуть только как результат полноценной бытийной любви.

В современном обществе, писал Маслоу, неудовлетворенность этой потребности – одна из главных проблем. Люди не знают даже ближайших соседей, живут изолированно, поэтому их возможность совершенствования в значительной мере подавлена. Именно это, по его мнению, является причиной многих проблем и психопатологий. Таким образом, любовь является основной предпосылкой развития здорового человека.

4. Потребность в самоуважении. Этот тип потребностей Маслоу делит на две большие группы:

1) Самоуважение: компетентность, уверенность. Достижения, независимость во взглядах и свобода в действиях. Человек должен быть уверен, что он достойный человек, может справляться с жизненными проблемами.

2) Уважение других: престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и ценится другими.

Удовлетворение этих потребностей порождает чувство уверенности в себе, достоинство и чувство своей необходимости в обществе. Фрустрация этой потребности порождает чувство неполноценности, пустоты жизни и беспомощности, значительно снижает самооценку. Выражение потребности в самоуважении у разных людей может быть самым разным: для подростка необходимо, чтобы он был популярным, а взрослого уважают за то, что у него семья, дети, работа и т.п.

Маслоу считал, что потребность в самоуважении проявляется в юности, достигают максимального уровня в зрелости и несколько снижаются в пожилом возрасте. Это происходит потому, что взрослые, с одной стороны, имеют более реалистичную картину своей действительной значимости и ценности, поэтому у них достаточно сильно развито самоуважение. С другой стороны взрослый человек уже имеет определенный опыт уважения и признания, что позволяет перейти к более высоким уровням потребности.

5. Самоактуализация – высшая потребность в иерархии Маслоу. Это желание стать тем, кем он хочет стать, достичь вершин своего творческого потенциала.

Самоактуализация может проявляться не только у людей искусства: рабочий у станка, которому нравится его работа, и который искренне хочет постичь все секреты мастерства, тоже стремится к самоактуализации. Маслоу считал, что большинство людей, если не все, ищут внутреннего совершенствования. В то же время лишь очень немногие – как правило, очень одаренные – достигают самоактуализации. Многие люди просто не знают своих творческих способностей и даже боятся их, уменьшая шансы самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы – это страх успеха, который мешает человеку расти и совершенствоваться.

Социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенным нормам по отношению к какой-то части населения. Таким образом, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при определенных благоприятных обстоятельствах. По-другому говоря, людям необходимо некое «способствующее общество», в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. С такой точки зрения ни одно общество не предоставляло оптимальных возможностей для самоактуализации. Еще одно препятствие самоактуализации – негативное влияние со стороны потребности в безопасности. Рост личности всегда связан с необходимостью рисковать, пробовать, от чего-то отказываться.

Страницы: 1 2 


Обучение диалогической речи на старшем этапе. Специфика обучения диалогической речи
В диалогическом общении реализуется эффективный и быстрый обмен информацией, мыслями и суждениями внутри различных общественных групп и в межличностном бытовом общении. Из непосредственного обмена высказываниями двух или более собеседников и связи коммуникации с ситуацией общения вытекают характерные особенности диалогической речи, отли ...

Общее понятие детской одаренности
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению - это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется л ...

Нумерация. Прямой и обратный счет. Счет конкретных предметов. Знание цифр
Попросите ребенка посчитать. При этом обратите внимание на то, чтобы называние числительных совпадало с показом предметов. Например, ребенок называет: "пять", а показывает четвертый или шестой предмет. Иногда дети затрудняются при пересчете предметов, если они расположены вертикально, наклонно, вразброс. Может вызвать затрудне ...