Информация » Психология личности » Мотивация: иерархия потребностей

Мотивация: иерархия потребностей
Страница 2

Маслоу предположил, что некоторые типы невротических личностей мотивированы в основном этим типом потребностей. Невротики ведут себя так, как будто завтра – конец света. Они пытаются организовать свой мир, как структуру, в которой не может произойти никаких непредвиденных, а, следовательно, «опасных» событий. Такие люди всегда ищут человека или систему, к которой можно принадлежать, т.е. быть ею защищенным.

3. Потребность в принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения в привязанности с другими в своей семье или группе. Эта потребность так же является врожденной и проявляется в раннем детстве: ребенок страстно хочет жить в атмосфере любви и заботы и получать много ласки. Подростки стремятся найти любовь в форме уважения, через участие в различных группах: религиозных, спортивных, музыкальных и т.д. в юности решающее значение для удовлетворения этой потребности становится сексуальная близость – это форма признания собственной значимости и необходимости для кого-то.

Маслоу выделял два типа любви:

1. D

-

love

– дефицитарная любовь

, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает: секс, самоуважение, общественное признание и т.п. Таким образом, такая любовь больше берет, чем дает.

2. B

-

love

– бытийная любовь

, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Такая любовь касается поощрения в другом человеке всего позитивного, творческого и т.п.

Важно, что Маслоу не соглашался с Фрейдом в том, что любовь – это результат сублимации сексуальных инстинктов. Скорее наоборот, полноценные сексуальные отношения могут возникнуть только как результат полноценной бытийной любви.

В современном обществе, писал Маслоу, неудовлетворенность этой потребности – одна из главных проблем. Люди не знают даже ближайших соседей, живут изолированно, поэтому их возможность совершенствования в значительной мере подавлена. Именно это, по его мнению, является причиной многих проблем и психопатологий. Таким образом, любовь является основной предпосылкой развития здорового человека.

4. Потребность в самоуважении. Этот тип потребностей Маслоу делит на две большие группы:

1) Самоуважение: компетентность, уверенность. Достижения, независимость во взглядах и свобода в действиях. Человек должен быть уверен, что он достойный человек, может справляться с жизненными проблемами.

2) Уважение других: престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и ценится другими.

Удовлетворение этих потребностей порождает чувство уверенности в себе, достоинство и чувство своей необходимости в обществе. Фрустрация этой потребности порождает чувство неполноценности, пустоты жизни и беспомощности, значительно снижает самооценку. Выражение потребности в самоуважении у разных людей может быть самым разным: для подростка необходимо, чтобы он был популярным, а взрослого уважают за то, что у него семья, дети, работа и т.п.

Маслоу считал, что потребность в самоуважении проявляется в юности, достигают максимального уровня в зрелости и несколько снижаются в пожилом возрасте. Это происходит потому, что взрослые, с одной стороны, имеют более реалистичную картину своей действительной значимости и ценности, поэтому у них достаточно сильно развито самоуважение. С другой стороны взрослый человек уже имеет определенный опыт уважения и признания, что позволяет перейти к более высоким уровням потребности.

5. Самоактуализация – высшая потребность в иерархии Маслоу. Это желание стать тем, кем он хочет стать, достичь вершин своего творческого потенциала.

Самоактуализация может проявляться не только у людей искусства: рабочий у станка, которому нравится его работа, и который искренне хочет постичь все секреты мастерства, тоже стремится к самоактуализации. Маслоу считал, что большинство людей, если не все, ищут внутреннего совершенствования. В то же время лишь очень немногие – как правило, очень одаренные – достигают самоактуализации. Многие люди просто не знают своих творческих способностей и даже боятся их, уменьшая шансы самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы – это страх успеха, который мешает человеку расти и совершенствоваться.

Социальное и культурное окружение часто подавляет тенденцию к актуализации определенным нормам по отношению к какой-то части населения. Таким образом, актуализация высших потенциалов в общей массе возможна только при определенных благоприятных обстоятельствах. По-другому говоря, людям необходимо некое «способствующее общество», в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. С такой точки зрения ни одно общество не предоставляло оптимальных возможностей для самоактуализации. Еще одно препятствие самоактуализации – негативное влияние со стороны потребности в безопасности. Рост личности всегда связан с необходимостью рисковать, пробовать, от чего-то отказываться.

Страницы: 1 2 


Биологические и социальные теории о личности преступника
Их понятийный аппарат состоял одновременно из правовых, социальных и криминологических определений. Например, тип личности преступника с глобальной криминальной зараженностью наделялся ценностными ориентациями, установками, смыслом жизни, мотивацией, жизненными убеждениями. По нашему мнению, избежать подобных ошибок в характеристиках л ...

Основные теории
Теория поля К. Левина. Протекание действия целиком сводится к конкретной совокупности условий существующего в данный момент поля. Поле охватывает факторы внешнего (окружения), так и внутренней (субъективной) ситуации. Характеристика поля, по Левину: · анализ поведения должен исходить из общей ситуации (включается широй круг явлений) ...

Формирование мотива преступления
Закон не раскрывает понятия мотива преступления. Происходя от латинского термина motum, мотив дословно означает "двигатель", т.е. то, что движет человеком в его деятельности. Понятие мотива поведения явилось предметом исследования многих психологов. Оно связано с разнообразными психологическими концепциями, теориями и школами, ...