Мотивация: иерархия
потребностейСтраница 1
Естественно, Маслоу обращал внимание на наиболее важный вопрос психологии: что управляет поведением, что есть мотивация. Маслоу описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, всеобъемлющего удовлетворения. Полное отсутствие потребностей, если оно и существует, может быть очень недолговечным. Здесь действует тот же принцип, что и в гештальт-психологии: если одна потребность удовлетворена, она становится фоном, а фигурой становится новая потребность, которая направляет внимание и усилие человека. Таким образом, люди всегда чего-то желают
.
Маслоу считал, что все потребности человека врожденные, т.е. порождены наследственными инстинктами. Общность генотипа людей порождает общность структуры потребностей.
Маслоу предложил схему, которую он назвал иерархией потребностей
:
Самоактуализация и личное самосовершенствование |
Самоуважение |
Принадлежность и любовь |
Безопасность и защита |
Физиологические потребности |
Главным принципом этой схемы является следующее: для того, чтобы высшие потребности могли осознаться и мотивировать поведение, доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены
.
Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены прежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станет для человека актуальной, т.е. действующей, мотивирующей поведение. Таким образом, последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Расположение потребностей не является догмой, а скорее общим принципом. Например, творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные социальные и бытовые проблемы.
Кроме того, ни одна группа потребностей не бывает полностью удовлетворена. Потребности не имеют четких границ и частично накладываются, тогда человек может быть одновременно мотивирован на двух и даже трех уровнях. При этом человек не может просто продвинуться наверх и просто там остаться. Если низкие потребности перестанут удовлетворяться, то человек вновь вернется на этот уровень.
1. Физиологические потребности являются самым сильными и неотложными, обеспечивают физическое выживания человека: голод, жажда, воздух и т.п. эти потребности обязательно должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне, чтобы, с одной стороны, не наступила смерть, а с другой – могли стать актуальными потребности более высокого уровня. Например, хронически голодный человек редко стремиться делать карьеру, ходить в театр или сочинять музыку.
2. Потребность в безопасности и защите. Когда физиологические потребности в значительной мере удовлетворены, для человека приобретает значение следующий уровень потребностей. Это потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и разумной свободе, и отсутствии угрожающих сил, болезней, страха и хаоса. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.
Наиболее ярко эта потребность проявляется у детей – ребенок предпочитает быть зависимым, иметь ритуалы и распорядки. Маслоу считал, что дети лучше развиваются в семьях, где есть некоторая дисциплина и распорядок жизни. Если этого нет, то ребенок начинает искать места, где ситуация становится более стабильной. Иначе ребенок становится нервозным, тревожным и недоверчивым. Если от ребенка не требуют регулярного сна или питания, то родители не удовлетворяют его потребность в безопасности и защите.
Огромное негативное влияние на детей, по Маслоу, оказывают родительские ссоры, физические оскорбления, разлука, развод или смерть родителей. Все это дестабилизирует обстановку и делает ее ненадежной.
Потребности этого типа в значительной мере проявляются и в зрелом возрасте. Сберегательные вклады, страхование, организация охраны – все это проявления потребности в безопасности и защите. То, что Олпорт называл «цельная жизненная психология» - это та же реализация потребности в безопасности и защите. Это позволяет человеку чувствовать себя частью чего-то целого, и таким образом, ощущать свою безопасность.
Как лучше учить стихи?
Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребенка, развитию у него чувства прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памят ...
Компоненты
содержательного и формального планирования. Подходы к определению термина
«планирование эксперимента». Выбор из возможных экспериментальных планов
Можно выделить следующие традиции в понимании того, что следует считать планированием психологического эксперимента.
1. Выбор схемы, или плана, получения данных для проверки каузальной гипотезы. Такому представлению о планировании, когда исследователь выбирает ту или иную из набора имеющихся схем, сравнивая их возможности с точки зрени ...
Когда идти отвечать
Итак, вы пришли на экзамен. Когда зайти в аудиторию – решайте сами. К концу дня экзаменаторы, как правило, менее внимательны, утомлены и не хотят слушать долгие рассуждения. Они чаще останавливают абитуриентов, если хотят поставить “отлично”, задают меньше дополнительных вопросов. В это время легче отвечать – при существенных пробелах в ...