Информация » Психология личности » Психотерапия, центрированная на клиенте (Client – centered therapy)

Психотерапия, центрированная на клиенте (Client – centered therapy)

Метод психотерапии, предложенный Роджерсом, имеет один главный принцип – все эффективные формы психокоррекции основаны на взаимоотношениях между людьми. Он утверждал, что качество личных отношений между психотерапевтом и клиентом – это единственный фактор, обеспечивающий успешность терапевтического вмешательства. Вторым аспектом проведения психотерапии является эмоциональный климат, в котором происходит общение.

Первоначально подход Роджерса был назван недирективной терапией

. В ее основе лежит предположение, что клиент обладает способностью к самостоятельному целенаправленному изменению личности. Такой подход позволяет психотерапевту быть гораздо менее директивным по отношению к клиенту – обходиться без прямых указаний и установок. Психотерапевты роджеровского направления никогда не дают советов, не отвечают на вопросы «Как же поступить?» и не задают вопросов. Вместо этого терапевт пытается отразить то, что сообщил клиент и пояснить его чувства в процессе отражения и пояснения. Главная задача недирективного психотерапевта – как можно более точно отразить клиенту то, что он сам чувствует и думает.

Позже Роджерс перенес акцент на методики, позволяющие терапевту лично разобраться в том, что происходит с клиентом в каждый момент проводимого лечения. Это необходимо для того, чтобы максимально понять самовосприятие клиента, понять его «Я - концепцию». По мнению Роджерса, для осуществления конструктивных личностных изменений необходимо и достаточно наличие шести терапевтических условий.

1. Психологический контакт. Это означает, что должны существовать какие-то взаимоотношения или личный контакт между двумя людьми. Психотерапевт, каким бы талантливым он не был, не может помочь клиенту, если этот клиент не знает психотерапевта.

2. Клиент находится в состоянии несоответствия. Роджерс считал, что личностные расстройства являются следствием несоответствия между Я-концепцией и переживаниями. Потеря связи между источником своего осознаваемого опыта – он самому себе кажется чужим. Такая ситуация делает клиента очень уязвимым – в любой момент он может оказаться лицом к лицу с психотравмирующей реальностью.

3. Психотерапевт гармоничен или интегрирован. Когда клиент приходит к терапевту он должен встретить человека гармоничного, целостного и искреннего во взаимоотношениях. В ходе терапии психотерапевт должен быть самим собой, цельным и настоящим, а клиент должен ясно и четко чувствовать, что он открывает душу искреннему человеку.

4. Безусловное позитивное внимание к клиенту. Психотерапевт должен относиться к клиенту с пониманием, теплом, хвалить его как человека в процессе становления и не давать оценок

его чувствам и переживаниям. Таким образом, человек не должен проявлять условия ценности по отношению к клиенту, а полностью принимать его без одобрения или порицания.

Сеансы терапии, центрированной на клиенте, происходят в спокойной атмосфере, создающей у клиента уверенность, что его полностью понимают и принимают. Такой психологический климат позволяет клиенту соприкоснуться со своим организмическим уровнем переживания, позволяет ему осознать это переживание, не чувствуя угрозу. Психотерапевтические условия позволяют клиенту еще более погрузиться в себя, выразить свои истинные чувства, не боясь упрека. Безусловное позитивное внимание позволяет клиенту оценить и осознать свои переживания, которые не соответствовали его Я-концепции, поэтому вызывали тревогу.

5. Эмпатия. Психотерапевт, центрированный на личности должен испытывать эмпатиюк клиенту, т.е. психотерапевт чувствует внутренний мир переживаний клиента так, как если бы он был его собственным. Терапевт должен свободно переноситься в душевный мир клиента.

Клиент воспринимает эмпатию как внезапный солнечный луч, прорвавшийся сквозь густую листву в лесу. Это озарение значительно помогает восстановлению целостности Я-концепции.

6. Передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания. Психотерапевт должен всеми доступными способами

использовать возможность передачи своей эмпатии и позитивного внимания клиенту. Бессмысленно испытывать такие чувства, если клиент о них не знает. Терапевт должен передавать свое позитивное отношение в каждом слове и жесте. Насколько клиент чувствует, что его понимают, настолько выше будет его возможность позитивно изменить свою личность.

Таким образом, именно клиент, а не психотерапевт ответственен за личностный рост во время курса терапии. Психотерапевт создает для изменения необходимые условия, но только клиент является реальными действующим фактором изменения своей личности.


Стереотипы и реальное поведение мужчин и женщин в конфликтных ситуациях
Как уже было сказано выше, стереотипы - это обобщенные представления, складывающиеся веками. Часто они действительно отражают объективно существующую реальность,(во многих исследованиях подтверждается гипотеза о большей эмоциональности, подверженности стрессам женщины) но не на 100 процентов. В современном обществе пропагандируется один ...

Организация и методы исследования. Методика исследования межличностных отношений в группе (Дж.Морено, социометрия)
Исходя из поставленных целей и задач, нами были подобраны следующие методики: 1. Социометрия. 2. Методика диагностики темперамента Айзенка. Для диагностики межличностных отношений в коллективе младших школьников на этапе формирующего эксперимента нами использован метод социометрии. Социометрия - метод, разработанный Дж. Морено . Эт ...

Статистический анализ данных
Но стоит подчеркнуть, что полученные результаты характерны исключительно для данной выборки. К такому выводы мы пришли, когда провели статистический анализ данных и выяснили, что не существует различия в уровне притязаний у студентов, обучающихся на бюджетной и платной формах. Статистическая обработка была проведена при помощи програм ...