Информация » Психология личности » Когнитивная психология (Джордж Келли). Личностный конструкт

Когнитивная психология (Джордж Келли). Личностный конструкт

Основа когнитивной теории состоит в том, что Келли полагает, что главное для человека не реальность, а то, как человек воспринимает эту реальность. Таким образом, в основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (в т. ч. людей) в своем окружении. Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни. Такие процессы Келли называет личностным конструктом

.

Личностный конструкт – это своеобразная индивидуальная модель реальности, это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Конструкт – это устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста.

Количество личностных конструктов у каждого человека бесчисленно, но некоторые очень похожи: «мужской – женский», «хороший – плохой», «умный – глупый» и т.п.

Пример: вместо того, чтобы поступить в институт, девушка устраивается работать танцовщицей в клуб. Оценки разных людей – разные. Ни одно из объяснений причин такого поступка не будет ни верным, ни не верным. Просто дело в том, что каждый воспринимает мир по своему, через свою систему конструктов.

Келли рассматривает людей как исследователей. Они всю жизнь занимаются сопоставлением своих представлений о реальности с жизнью. Он считал, что все люди – ученые в том смысле, что они формулируют гипотезу и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность все психические процессы. В соответствии с таким представлением о людях Келли утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно спрогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начинает проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно спрогнозировать событие, человек сохраняет этот конструкт.

И наоборот, если прогноз не подтвердился, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности

, степень которой может меняться в зависимости от ситуации.

Келли считал, что все личностные конструкты биполярны, т.е. мышление человека происходит в терминах черного и белого, а не оттенков серого. Переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга, а какие-то различаются между собой. Таким образом, для формирования конструкта необходимо, по крайней мере, три элемента: два из элементов конструкта должны быть похожи между собой, а третий должен отличаться от этих двух.

Подобно магниту все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются похожими называется эмерджентным полюсом

или полюсом сходства конструкта

, то, в чем они противоположны третьему элементу называется имплицитным полюсом

, или полюсом контраста

. Цель теории конструктов – объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.


Разновидности маттоидов-графоманов (по Ч. Ломброзо)
Маттоидами-графоманами Чезаре Ломброзо называет разновидность, составляющую промежуточное звено, переходную ступень между гениальными безумцами, здоровыми людьми и собственно помешанными. Это особый тип индивидов, на которых впервые указал Маудели, назвав их “людьми с темпераментом помешанных” и которых потом Морель, Легран де Соль и Ш ...

Обоснование замысла исследования.
Как показал теоретический анализ, эффективный специалист обладает характерными качествами, которые во многом обуславливают продуктивность профессиональной деятельности психолога-консультанта. Все это требует эмпирической проверки. На основе качеств, присущих эффективному специалисту и дальнейшей их интеграции, строится модель желательны ...

Ж. Пиаже
Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентри ...