Информация » Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте » Исследование конфликтного поведения у старших подростков. Организация и методы исследования

Исследование конфликтного поведения у старших подростков. Организация и методы исследования
Страница 1

Проведенный теоретико-методологический анализ литературы по проблеме подростковой агрессивности выявил недостаточную разработанность вопроса развития агрессии в старшем школьном возрасте. Большинство исследований указывают лишь на причины появления отклоняющегося поведения и не выявляют особенности агрессивного поведения в данный период. При этом учителями и психологами школ отмечается все возрастающая эмоциональная нестабильность, неуравновешенность и общая агрессивность подростков.

В связи с этим основной целью эмпирического исследования

явилось изучение особенностей агрессивного поведения старших школьников и возможностей ее коррекции.

Цель конкретизировалась через постановку ряда эмпирических задач

:

1. Исследовать уровень агрессивности и особенности агрессивного поведения старших школьников.

2. Сформулировать рекомендации для родителей и учителей по работе с агрессивными детьми.

3. Разработать комплекс занятий по снижению уровня агрессии и освоению конструктивных способов управления агрессией.

В исследовании приняли участие 30 старших школьников 9-го класса в возрасте 15-17 лет средней общеобразовательной школы №15 г. Владимира. Из них 15 мальчиков, 15 девочек. Для реализации поставленных задач применялись следующие психодиагностические методики:

Опросник А. Басса – А. Дарки

для диагностики состояния агрессии (адаптация А.К. Осницкого) [8]. Авторы данной методики понимают под агрессивностью свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъект-субъектных отношений. Как всякое свойство, агрессивность имеет различную степень выраженности: от почти полного ее отсутствия до максимального развития. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Чрезмерное ее развитие определяет облик личности, которая может стать конфликтной, жестокой, поведение ее принимает социально неодобряемые формы. Определив уровень таких деструктивных тенденций, которые сопряжены с эмоциональными переживаниями, гневом, враждебностью, можно с большой степенью вероятности прогнозировать проявление агрессии. Это понимание агрессии положили в основу своей методики А. Басс и А. Дарки. При этом они разделяли агрессию и враждебность, которую понимали как реакцию, развивающую негативные оценки людей и событий.

Исходя из положений теоретической части данной методики, все агрессивные проявления подразделяются на два основных типа:

- мотивационная агрессия, или агрессия как самоценность;

- инструментальная агрессия, как средство (подразумевая при этом, что и та и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность).

В большей степени значимы проявления мотивационной агрессии как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Опросник Басса – Дарки и является одной из таких диагностических процедур. Создавая опросник, А. Басс и А. Дарки решили учесть различные формы агрессивных реакций. А. Басс, отдавая предпочтение бихевиоральному аспекту гипотезы «фрустрации – агрессии», предлагал разграничивать две реакции: реакцию, проявляющуюся «внешне», активно по отношению к конкретным лицам, которую он определил термином «агрессия», и реакцию, состоящую в том, что личность занимает в общем негативную, недоверчивую позицию по отношению к окружающим, - такая реакция определяется А. Бассом как «враждебность».

А. Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия.

2. Косвенная агрессия.

3. Раздражение.

4. Негативизм.

5. Обида.

6. Подозрительность.

7. Вербальная агрессия.

8. Чувство вины.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

Страницы: 1 2


Выводы
Функции семьи, выделяемые православным вероучением и психологией, находятся в состоянии соответствия и непротиворечия. Выделяют «земную» и идеальную модели православной семьи. В первой отца олицетворяет Иосиф Обручник, а во второй – Бог. Богословы подчеркивают значение семейных отношений власти, ответственности (в том числе за воспит ...

Если при подготовке к ответу у вас есть возможность нарисовать график или схему - рисуйте, не задумываясь
Ничто так не «поднимает» абитуриента в глазах экзаменатора, как толково нарисованный график. Особенно удачно выглядит рисование графика не заранее, а по ходу ответа. Тем самым вы показываете свободное владение темой и демонстрируете высокий уровень абстрактного мышления. Ваши слова экзаменатор может забыть (тем более, если он слушал вас ...

Определение психотерапии и содержание основных понятий
Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию и т. д., одним словом, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. Однако разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подход ...