Приложения
Страница 1

Приложение 1

ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.

Процедура отбора шкал ЛД.

ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры своеобразной "модели личности", существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.

Из толкового словаря русского языка Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала:

Оценки

Силы

Активности.

Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.

Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает и свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.

Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли б бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.

120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.

В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был дополнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.

БЛАНК ЛД И КЛЮЧ

Фамилия И. О . _ пол возраст

О

+

1. Обаятельный

3

2

1 0

1 2

3

-

Непривлекательный

С

-

2. Слабый

3

2

1 0

1 2

3

+

Сильный

А

+

3. Разговорчивый

3

2

1 0

1 2

3

-

Молчаливый

О

-

4. Безответственный

3

2

1 0

1 2

3

+

Добросовестный

С

+

5. Упрямый

3

2

1 0

1 2

3

-

Уступчивый

А

-

6. Замкнутый

3

2

1 0

1 2

3

+

Открытый

О

+

7. Добрый

3

2

1 0

1 2

3

-

Эгоистичный

С

-

8. Зависимый

3

2

1 0

1 2

3

+

Независимый

А

+

9. Деятельный

3

2

1 0

1 2

3

-

Пассивный

О

-

10 Черствый

3

2

1 0

1 2

3

+

Отзывчивый

С

+

11. Решительный

3

2

1 0

1 2

3

-

Нерешительный

А

-

12. Вялый

3

2

1 0

1 2

3

+

Энергичный

О

+

13. Справедливый

3

2

1 0

1 2

3

-

Несправедливый

С

-

14. Расслабленный

3

2

1 0

1 2

3

+

Напряженный

А

+

15. Суетливый

3

2

1 0

1 2

3

-

Спокойный

О

-

16. Враждебный

3

2

1 0

1 2

3

+

Дружелюбный

С

+

17. Уверенный

3

2

1 0

1 2

3

-

Неуверенный

А

-

18. Нелюдимый

3

2

1 0

1 2

3

+

Общительный

О

+

19. Честный

3

2

1 0

1 2

3

-

Неискренний

С

-

20. Несамостоятельный

3

2

1 0

1 2

3

+

Самостоятельный

А

+

21. Раздражительный

3

2

1 0

1 2

3

-

Невозмутимый

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно расширяется объём деятельности ребенка, меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы ...

Сформированность грамматических систем
Имеется в виду выяснение вопроса о том, овладел ли ребенок на чисто практическом уровне существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением принято понимать изменение слов но различным грамматическим категориям (по родам, числам, падежам, временам и т ль) без изменения при этом основного .значен ...

Мышление
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления: - наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками); - наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений); - словесно-логическое ...