Заключение

В результате работы с литературой о мануальной асимметрии выявлено следующее:

Специализация полушарий подразумевает, что любая деятельность «делится» между ними так, что одни этапы выполняются правым полушарием, а другие — левым. При таком устройстве необходимо взаимодействие полушарий, в ходе которого из одного в другое передается информация. Это взаимодействие осуществляется через специальные проводящие пути — комиссуры мозга. Основная из них — мозолистое тело. Мозолистое тело — одна из наиболее поздно созревающих структур мозга. Есть данные, что до 3-4 лет полушария работают почти без связи друг с другом, так как мозолистое тело еще не способно передавать информацию. Его формирование продолжается даже на втором десятилетии жизни ребенка.

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Оно обрабатывает информацию последовательно.

Правое полушарие, в отличие от левого, воспринимает мир живо, красочно, образно, целостно отвечает за эмоции, интуитивные способности, умение объединять разрозненные части в единую систему — синтезировать (процесс, противоположный аналитическим способностям левого полушария), не умеет лгать, понимает юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции. Оно очень чутко относится к интонации (в то время как левое полушарие не способно отличать оттенки эмоций в голосе), к мимике, оно музыкально.

Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, также принимает участие в регулировании внутренней среды организма и работы иммунной системы.

По успешности в когнитивной сфере особенных различий между группами не наблюдалось, что отражает общевозрастную тенденцию – ведущая деятельность младшего школьного возраста – это учебная деятельность.

Выдвинутая в работе гипотеза о наличии различий в сформированности когнитивных и эмоционально - личностных особенностей подтвердилась.

А также подтвердилось предположение, что структура взаимосвязи когнитивных и личностных характеристик у детей с различной мануальной асимметрией различна.

В группе амбидекстров наблюдается множество взаимосвязей, что говорит о некоторой задержке становления высших психических функций леворуких детей и детей с невыраженной мануальной асимметрией.

Самые заметные различия между группами проявляется в эмоционально – личностной сфере.

Амбидекстральный тип латерального профиля характеризуется низкой подвижностью нервных процессов. Среди детей с признаками левшества много кинестетиков. Запоминание слов на слух вызывает у них трудности, тогда как информация другого рода анализируется ими более эффективно.

Поэтому современные стратегии обучения приводят к лучшим результатам у правшей, чем у левшей. Наибольшее число ошибок совершают амбидекстры. Леволатеральный и симметричный типы сопряжены с высоким уровнем интроверсии, тревожности, ипохондрическими жалобами, боязливостью, низким самоконтролем.

Если рассматривать возрастные особенности функциональной асимметрии, то примерно до 4-х лет правое и левое полушарие одинаково владеет речью. Завершающим в становлении межполушарных взаимодействий ребёнка является этап приоритетного значения комплекса транскаллозальных связей, продолжающийся до 12-15 лет, когда морфологически и функционально созревает мозолистое тело мозга.


Теоретические аспекты изучения восприятия себя и другого человека детьми с умственной отсталостью. Процесс восприятия другого человека
Характеристика процесса восприятия человека человеком Первой ступенью познания другого человека, как и себя, является чувственный образ, формирующийся как процесс построения изображения. Восприятие человека человеком, как и любое другое восприятие, характеризуется предметностью, которая заключается в том, что свойства облика человека о ...

Агрессия как самоутверждение
Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Речь идет о прямом значении слова "агрессия": в буквальном смысле корень aggredi происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad —"на"), т. е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать". Aggredi ...

Генетика мозга
Замена всего лишь одного гена позволила вырастить мышь, размер мозга которой гораздо больше, чем у её собратьев и внешне напоминает . человеческий. Такой странный и неожиданный результат был получен американскими учёными в ходе опытов с бета-катенином — белком, который, как предполагается, частично контролирует деление клеток. По мнени ...