ВведениеСтраница 2
Объект исследования
: дети младшего и старшего подросткового возраста (10-12, 14-15 лет). Две группы испытуемых, каждая в количестве 10 человек.
Предмет исследования
: психологические особенности самосознания в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что соотношение структурных элементов, входящих в состав самосознания, изменяется в различные возрастные периоды, приобретая устойчивый характер. Исходя из вышесказанного, можно определить цели нашей работы
:
- выявить соотношение элементов самосознания, на их основе представить целостную характеристику образа "Я" подростка;
- проследить динамику изменения соотношения компонентов самосознания подростков.
Задачи исследования
:
1. Из теоретических источников:
А. Выявить структуру самосознания детей младшего и старшего подросткового возраста;
Б. Выявить содержательно-смысловые особенности самосознании подростков, их функции и роли;
2. Из экспериментальных данных:
А. Определить формальные характеристики самосознания подростков и их структурные соотношения.
Б Определить специфику связей формальных и содержательных характеристик самосознания в старшем подростковом возрасте.
В Сопоставить полученные результаты и проверить с помощью методов математической статистики различия в выборках.
Методы исследования:При теоретической разработке проблемы применялся научный анализ психологической и культурологической литературы. Для проведения исследования были выбраны методы, отвечающие его целям и задачам. Проводился срезовый эксперимент в двух возрастных группах, их самостоятельный и сравнительный количественный и качественный анализ.
В работе использовался блок методик, направленный на изучение содержательно- структурных особенностей самосознания подростков:
1). методика личностного дифференциала (ЛД), разработанная на базе современного русского языка и отражающая сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений,
2). методика определения мотивации достижения - модификационный вариант теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников;
3). опросник Плутчика – Келлермана – Конте (Life Style Index), выявляющий наиболее характерные для личности механизмы психологической защиты;
4). методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан на исследование самооценки, основанная на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д.
5). тест-опросник самоотношения В.В.Столина и Р.С.Пантелеева, позволяющая выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности: а) глобальное самоотношение;б) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; в) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему "Я".
6) тест двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда "Кто я?", определяющий социальную идентичность, или образ социального Я, называемый "образ-Я в группе".
7) математико-статистические методы обработки полученных данных.
Новизна исследования
. Впервые ставится задача изучения особенностей самосознания детей, принадлежащих разному подростковому возрасту как самостоятельному периоду психического развития.
Теоретическая значимость работы
связана с тем, что особенности самосознания связываются в ней с созданием подростком своеобразного индивидуального мифа о себе, своем будущем и своем месте в окружающем мире. Процесс становления самосознания рассматривается как динамическая структура, что позволяет выстраивать алгоритм развития. Это дает возможность анализа индивидуальных особенностей и различий в самосознании у подростков.
Практическая значимость работы
состоит в выявлении особенностей и реально действующих механизмов развития самосознания, что дает реальную возможность психологической помощи старшим подросткам в кризисный период с целью поиска позитивного выхода из кризисного возраста и для развития представлений о дальнейшем жизненном пути.
Понятие «патологии» в психолого-педагогической литературе. Соотношение
нормативного и отклоняющегося развития
В специальной психологии очень часто применяется понятие «аномальность». Одним из ее критериев является своеобразие расшифровки сигналов окружающего мира конкретным человеком и воспринимающим его иначе, чем большинство людей. Показатели, характеризующие нормальную психическую деятельность, ограничены достаточно определенными параметрами ...
Констатирующий эксперимент
Эксперимент проходил на базе СГИ, в течении 2 месяцев, в эксперименте участвовало 14 студентов.
Предметом исследования
являлись личностные гендерные характеристики студентов.
Объект исследования
– 14 студентов 3 курса, факультета психологии, (подобранных согласно принципу гендерного равновесия).
Гипотеза исследования:
чем выше кон ...
Методика социально-психологической диагностики конфликтов
К. Томаса
Тест предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению человека. В своем подходе К. Томас делает акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. На ранних стадиях - изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешить. ...