Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Теоретические основы исследования самосознания подростка. История изучения самосознания подростков

Теоретические основы исследования самосознания подростка. История изучения самосознания подростков
Страница 1

В 20-30-е годы ХХ-го века начался период, который в последствии получил название – "подростковый бум". Исследованиями в этой области занялись многие ученые. В частности: Ш.Бюлер, Л.С. Выготский, Э. Шпрангер, В. Штерн, З. Фрейд, К. Хорни и другие.

В период" 30-40-х годов в центре повышенного внимания психологии оказалось сознание и самосознание. Активнейшее участие в изучении данного вопроса принимали не только отечественные психологи и физиологи, но и зарубежные. Проводимые ими исследования не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

В российской культуре отрочество и юность, или переходный период между детством и взрослостью, длится почти целое десятилетие. Часто бывает трудно точно определить начало и конец этого периода [11, с. 558].

Психология развития – это один из старейших разделов возрастной психологии. Не смотря на это – как заметил Л.С. Выготский – общих теорий в ней гораздо больше, чем твердо установленных фактов. Психологи не сомневались в стадиальном характере развития человека и его самосознания, и в том, что подростковый возраст занимает в этом процессе особое, привилегированное место. Главным образом спор шел о том, какие именно факторы (биологические, социальные или биографические), определяют содержание и характер его протекания [17, с. 537].

Петер Блос попытался решить проблему окончания отрочества, он выделил в 4 психологических критерия, позволяющих провести границу между типичными структурами подросткового и взрослого самосознания. Первый из этих критериев, то, что Блос называет "вторичным процессом индивидуализации в отрочестве". Его механизмы соотносимы с механизмом интроспекции первого объекта любви, образа матери, позволяющим ребенку сформулировать первое примитивное представление о самом себе и наметить первую грань между субъектной реальностью и внешним миром. Механизмы этих процессов вновь актуализируются во время переходного периода. Однако в это время будет найдена грань между двумя субъективными: представлением о себе и инториоризованными родительскими образами, что необходимо связать с отдельным или деидеализирующим объектом любви и что, согласно Блосу, может вызвать такие разрушительные последствия для личности, как уход в свой внутренний мир и в асоциальное поведение. Второй критерий связан с "временной протяженностью" самосознания. Подросток впервые сталкивается с реальностью времени, необходимостью правильного опознавания своего прошлого и составлением планов на будущее. Экзистенциональная тревога, связанная с этим новым опытом, впервые сталкивает его с трагическими аспектами бытия. Отныне юноша осознает "остаточные травмы", отмеченные наружными шрамами ностальгии и навеки утерянными детскими иллюзиями, являющимися не чем иным, как личной драмой каждого человека. Согласно Блосу, этот длительный процесс становления взрослого самосознания, завершается формированием половой принадлежности. Это понятие отлично от той "родовой принадлежности", которая была сформирована ранее, когда ребенок столкнулся с необходимостью принятие телесного образа "я"определенного пола. Это наиболее общий процесс, ибо он включает в себя интеграцию неадекватных (мужских или женских) составляющих родовой принадлежности в рамках новой психической структуры – я – концепции, что ведет к новому, постепенному отказу от инвариантных привязанностей и к формированию характерных для взрослого стабильных личностных отношений [33, с. 122-123].

Отрочество – период жизни, отмеченный ходом истории. В самом деле, возрастные категории, которые разделяют жизненные этапы и указывают на границы между поколениями, варьируются в разных эпохах. Это касается этапа перехода от возраста подростка к возрасту взрослого. Следует принять, что исторический переход в современной литературе по психологии подростка, как, впрочем, и по все современной психологической литературе, фактически отсутствует.

Желание психологов описать универсальные законы развития оставляет впечатление ширмы, за которой скрывается определяющее влияние исторического процесса на развитие человека.

Дебесс, известный французский специалист по подростковому возрасту, считал, что "ошибкой было бы думать, что юность меняется вслед за эпохой… Конечно, в ней отражается веяние своего времени… Но позади изменчивых образов юности стоит вечная юность во все времена, верная сама себе в своих тенденциях, законах развития, своих представлениях о мире вещей в мире людей. Именно эти закономерности нуждаются в открытии и определении".

С тех пор различные теоретические, и особенно недавние эмпирические исследования в русле так называемой новой социальной истории, показали иллюзорность представления о психологическом развитии, как основанном на неизменных законах. Вне исторических, материальных и культурных условий. Бесспорным новатором в этой области является Филлипп Ариес. Он считает "датой рождения" отрочества период 1900-х годов, а юношеское сознание как чувство принадлежности к группе, имеющей общие заботы и устремления, в Европе стало общим явлением только в конце первой мировой войны. С этого момента отрочество распространилось во времени, оттесняя детство вверх по течению жизни, а зрелость – вниз. Таким образом совершился переход от эпохи без отрочества к эпохе ХХ-го века, когда отрочество становится любимым возрастом [33, с. 103].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Метапатологии
Метамотивация невозможна до тех пор, пока человек не удовлетворил Д-мотивы более низкого уровня. Очень редко метапотребности становятся доминирующими без удовлетворения потребностей низшего уровня. Тем не менее депривация или фрустрация метапотребностей может вызвать у человека психические расстройства, именуемые метапатологиями. Их Мас ...

Система высшего образования в Республики Беларусь
В каждой стране существует своя система образования. И Республика Беларусь не является исключением. В нашей стране образование делиться на основное и дополнительное. Нас интересует основное, а точнее высшее образование, которое входит в основное, а не в дополнительное образование. Основное образование в Республике Беларусь включает след ...

Онтогененез функциональной асимметрии мозга
Показано, что ребенок предпочитает в утробе матери поворачиваться вправо, сосет палец ведущей руки, чаще прикасается к ней щекой, а сразу после рождения рефлекторная деятельность (рефлекс хождения, поза фехтовальщика и др.) асимметрична и более выражена на ведущей стороне. К моменту рождения правое полушарие больше у человека, крыс, мыш ...