Информация » Психологические особенности самосознания в подростковом возрасте » Теоретические основы исследования самосознания подростка. История изучения самосознания подростков

Теоретические основы исследования самосознания подростка. История изучения самосознания подростков
Страница 5

Хотя самосознание и возникает в следствии развития сознания, между ними имеется и существенная разница. Осознание самого себя в начале всегда возникает в результате отождествления самого себя с тем, что я считаю непосредственно относящимся ко мне. Это, прежде всего, мое тело, мои близкие, предметы, которые принадлежат мне [31, с. 74].

Основой самосознания является психическое отражение – естественное явление, возникающее в процессе усложнения и обогащения реактивности живого организма на условия внешней среды. Психическое отражение – качественно новая ступень отражения – физиологического. Последний же сформировался на основе фундаментального – физического [9, с. 5].

Самосознание представляет собой неразрывное единство трех его сторон – когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной (самоконтроль). Самосознание – рефлексия – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний, размышление о самом себе; осознание того, как воспринимают и оценивают человека его окружающие. Самонаблюдение, соотнесение, самоанализ – все вместе ведут к развитию рефлексии [26, с. 97].

На основе рефлексивных факторов в последствии складывалась способность формировать более или менее четкие представления о самом себе. Это представления о своих качествах и возможностях, на основе которых складывался образ собственного "Я" (самосознание) и его эмоциональная оценка [7, с. 9].

Самосознание – одна из самых сложных и самых субъективно важных задач. Ее сложность вызвана многими причинами:

1. человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, а потом применять их;

2. должен накопить материал для познания;

3. всякое получение знаний о себе уже фактом своего получения меняет субъекта [40, с. 28].

Самосознание может порождать такие психические образования, как чувство неполноценности, тщеславие, неумеренную гордость, необъяснимую тревогу, зависть, отсутствие покоя, неудовлетворенность и многие другие чувства, которые иногда терзают человека до такой степени, что он был бы согласен расстаться с теми преимуществами, которые дает самосознание. Имея ненасытное стремление к успеху человек не может успокоиться ни на минуту. Пользуясь взаимной любовью – страдает от страха ее потери, имея деньги – часто думает что их мало, а сравнивая свои успехи с успехами другого – разочаровывается с себе.

Было бы идеально добиться такого уровня индивидуального развития, чтобы, развивая самосознание, усовершенствовать его возможности не внося этой ужасной платы за могущество, или хотя бы уменьшив ее до терпимого уровня [31, с. 74-75].

Самосознание личности в различных его проявлениях – результат развития и становления личности в условиях, которые по-разному сказываются для каждого. Процесс развития личности предполагает постоянную трансформацию самооценки, самоуважения, самочувствия человека, другими словами – динамику его самосознания [45, с. 370].

Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов – самооценки личности.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Если оставить в стороне удовлетворение естественных потребностей, все, что человек делает для себя, он делает, вместе с тем, и для других и, может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот [45, с. 362].

Самооценка часто служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ "Я" нередко побуждает индивида преувеличить свои достоинства и преуменьшить недостатки. В целом адекватность самооценок с возрастом, по-видимому, повышается [22, с. 78].

Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию, и в конце концов может устроить межличностные конфликты. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности [45, с. 363].

Розенберг, проводя фундаментальное исследование (1965-й год), изучал учащихся средних школ и установил, что высокая самооценка определяется заинтересованностью родителей в ребенке, внимании их к его успехам, достижениям в учебе. Бахман (1970-й год) обнаружил связь высокой самооценки у старшеклассников с хорошими семейными взаимоотношениями. В это понятие он включал теплые отношения между членами семьи, наличие в семье совместной деятельности, участие детей в принятии решений на семейном совете. Куперский (1967-й год) выделяет три основных условия формирования у ребенка высокой самооценки:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Направления сенсорного развития детей с общим недоразвитием речи (третий уровень речевого развития)
Исходя из результатов исследования, в ходе коррекционной работы с детьми с ОНР (третий уровень речевого развития) необходимо решать коррекционные задачи, направленные на развитие сенсорной сферы ребенка, которая включает: – развитие зрительного и осязательного восприятия форм: различение, называние, классификация, трансформация форм; ...

Общая характеристика пед.д-ти…
В состав профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя входят: ü общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфи ...

Методика изучения самооценки качеств личности (Т. Дембо-С. Рубинштейн).
Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования. В нашем случае для каждого испытуемого выбирались те пять качеств, которые он оценил ниже всего в шкале "реальное Я" в тесте С.А. Будасси. + + ...